Идеи Трампа о территориальных приобретениях доходчиво выражают мысль: государственный суверенитет означает больше, чем формальный статус, как это все привыкли считать.
6 комментариевЧто стало причиной авиакатастрофы в Актау
Эксперты назвали основные версии падения Embraer 190 в Казахстане
В казахстанском Актау потерпел катастрофу пассажирский самолет. Одна из возможных версий Embraer 190 – столкновение со стаей птиц. Уголовное дело расследуют Следственный комитет России и генпрокуратура Азербайджана. По последним данным, 32 человека смогли выжить. Между тем эксперты предположили и ряд других версий.
В среду утром недалеко от города Актау в Казахстане разбился пассажирский самолет Embraer 190, направлявшийся из Баку в Грозный. На борту воздушного судна компании Azerbaijan Airlines (AZAL) находились 62 пассажира и пять членов экипажа. По последним данным, выжили 32 человека. Как сообщили в Минтрансе Казахстана, среди пассажиров были 16 граждан России, 37 граждан Азербайджана, шесть казахстанцев и три гражданина Киргизии.
Согласно информации пресс-службы аэропорта Грозного, изначально из-за тумана борт перенаправили в Махачкалу. Однако вскоре маршрут снова изменился, и самолет отправился в Казахстан. На пути, по данным Росавиации, лайнер столкнулся со стаей птиц, и командир экипажа принял решение о посадке в Актау.
«При выборе запасного аэродрома последнее слово за командиром корабля. Думаю, что и в Махачкале не оказалось подходящей погоды. Именно поэтому он принял решение уйти на такое же удаление, но с гарантированной хорошей погодой. Иного объяснения я не вижу», – пояснил Олег Смирнов, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора.
В связи с трагедией президент Азербайджана Ильхам Алиев покинул неформальный саммит СНГ, проходивший в России, и вернулся в Баку. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил, что Владимир Путин в телефонном разговоре с Алиевым выразил свои глубокие соболезнования. Представитель Кремля также сообщил, что Путин и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев лично обсудят происшествие на саммите СНГ.
Самолет МЧС России с медицинским персоналом и оборудованием вылетел в Актау для оказания помощи. Следственный комитет России возбудил уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.
Генпрокуратура Азербайджана также инициировала делопроизводство – по статьям, касающимся нарушения правил безопасности транспорта и халатности, повлекших смерть двух и более лиц. Ведомство направило ходатайство в генпрокуратуру Казахстана с просьбой о международной правовой помощи для выполнения необходимых процессуальных действий.
В то же время управление здравоохранения Мангистауской области сообщило, что в 10.58 по местному времени (8.58 мск) на борту самолета взорвался баллон, в связи с чем поступил вызов 1-й категории срочности. «Газовых баллонов на борту воздушного судна нет. Максимум – мог быть кислородный баллон, который находится в аптечке на случай реанимации. Какие еще баллоны могут быть на борту воздушного судна – непонятно. Огнетушители не взрываются. А кислородный баллон может взорваться, если только его в костер бросить», – предположил редактор портала Авиа.ру Роман Гусаров.
- Эксперты оценили версию о взрыве баллона на борту разбившегося под Актау самолета
- Авиаэксперт объяснил, почему разбившийся в Актау самолет перед крушением делал петли
- Депутат указал на подозрительные детали при крушении судна Ursa Major в Средиземном море
Схожей точки зрения придерживается и Игорь Маликов, заслуженный летчик-испытатель, Герой России. По его словам, подобные баллоны «проверяются на гораздо больших нагрузках». Впрочем, если взрыв баллона действительно имел место, то он способен привести к аварийной ситуации, добавляет Гусаров.
«Оценивать ситуацию пока можно только на основании видео в Сети. Обращает на себя внимание слишком резкое снижение самолета. Нос завалился довольно низко, на посадку обычно заходят под другим углом. Если бы угол был иным, они могли бы сесть на брюхо и избежать катастрофических последствий», – пояснил Виктор Горбачев, гендиректор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации.
«Все вышесказанное говорит о том, что у самолета, вероятно, не тянули двигатели. Скорость посадки идет в пределах 280–300 км/ч, а в этом случае скорость, судя по всему, была уже меньше. В итоге пилоты не смогли при помощи рулевого управления вытянуть машину. Тут могут быть как технический, так и человеческий факторы, или оба в совокупности. Пока однозначно говорить рано», – отметил эксперт.
«Также сообщается, что самолет сделал две петли. Очевидно, пилоты предвидели, что посадка может привести к трагическим последствиям, и максимально вырабатывали топливо, чтобы минимизировать силу взрыва. Они оставили топливо только для посадки. Не исключено, что это и спасло тех, кто выжил – взрыв был куда меньше того, который мог быть», – подчеркнул спикер.
В свою очередь, Маликов кадры видео интерпретировал так:
«Самолет шел с большим углом снижения. Такое впечатление, что там что-то с управлением. Пилоты же не хотят убиться, наверняка они начинали его выравнивать, но не смогли. Возможно, мы имеем дело с отказом системы управления».
Специалист по безопасности полетов, бывший командир воздушного судна Александр Романов выдвинул версию о диверсии. «Похоже, что была какая-то борьба в кабине экипажа. Об этом свидетельствуют вот такие длинные движения, пикирование, потом все-таки вывод самолета, набор крены (поворот судна под определенным градусом, позволяющим осуществлять набор и снижение высоты – прим. ВЗГЛЯД)», – рассуждает Романов.
Эксперт Смирнов объяснил, как половина находившихся на борту смогли выжить: по его словам, задняя часть самолета отвалилась при ударе о землю, и, как следствие, те, кто находился в этой части, выжили, поскольку она не загорелась.
В то же время заслуженный пилот России Юрий Сытник подчеркнул, что вблизи аэропортов часто обитают стаи птиц, это связано с их привычкой греться на взлетных полосах и присутствием свалок неподалеку. По его мнению, самолет мог столкнуться с птицами на высоте 400–600 метров, что вызвало остановку двигателя и последующее столкновение с землей.
«Исходя из того, что я видел на снимках и видео, можно сделать вывод, что самолет, скорее всего, снижался для поддержания скорости. Довольно значительное у него снижение было, возможно, не работали двигатели.
Если два двигателя сразу отключились, значит это стая птиц, а не одна», –
предположил Сытник. – «Далее, когда двигатели останавливаются, естественно, гидронасосы не работают, тогда автоматическая система управления отключается. Остается режим direct mode – режим прямого ручного управления. Поэтому Flightradar24 как раз показал, что судно то снижалось, то набирало высоту, то выполняло фигуры».
Он добавил, что поскольку есть выжившие пассажиры, скорее всего, черные ящики целые. Как правило, на их расшифровку уходит не более двух-трех дней. Из этой информации, по словам пилота, можно будет точно узнать, сколько двигателей отказало во время полета и какая ситуация на борту была на момент катастрофы.