Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

10 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зачем галициец обещал Америке русские меха

По сравнению с немцами, французами и старинными шведами нынешние киевские куклы на веревочках, конечно, мелочь. Зато теперь понятно, что всю стаю западные дрессировщики специально на русский мех науськивали. На нефть, газ и алмазы. Учили. Готовили.

17 комментариев
7 ноября 2022, 08:40 • Политика

Наследникам Ленина придется адаптироваться к повестке СВО

Наследникам Ленина придется адаптироваться к повестке СВО
@ С. Коган/РИА Новости

Tекст: Олеся Отрокова, Олег Исайченко

Российские коммунисты отмечают «полуюбилей» Октябрьской революции – 105 лет. Судя по лозунгам, придуманным в ЦК к 7 ноября, ностальгия вновь оказалась важнее современной повестки, в которой главное – отношение к СВО. Да, многие патриотические идеи, с которыми лидер КПРФ Зюганов выступал еще 20 лет назад, сейчас стали мейнстримом. Но сможет ли современная Компартия воспользоваться такой форой?

В понедельник КПРФ и другие левые партии отмечают 105-ю годовщину Октябрьской революции. Как известно, день 7 ноября был главной праздничной датой в советском календаре, а после 2005 года перестал быть даже выходным. Но для идейных наследников Владимира Ленина он остается важнейшим поводом для смотра сил.

Очевидно, что сейчас любое политическое высказывание и выступление воспринимается через призму отношения к украинской спецоперации. В этом смысле показательно, какие лозунги приготовила Компартия для своих уличных акций 7 ноября. Судя по списку на первых местах остаются привычные многим с детства здравицы: «Слава Великому Октябрю!», «Ленин! Октябрь! Социализм!», «Великий Октябрь – мир, труд, свобода и справедливость!», а также призыв вернуть Великому Октябрю статус государственного праздника. Далее идет классическое «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (из «Манифеста коммунистической партии» Маркса и Энгельса) и призыв поддержать «Программу Победы» – экономическую концепцию, разработанную лично Геннадием Зюгановым.

Лозунги, которые можно воспринять как связанные с СВО, появляются лишь в середине довольно длинного списка: «Не бывать фашизму и русофобии на земле нашего Отечества!», «Донбасс, народ России – с тобой! Своих не бросаем!», «Возродим братский союз народов России, Украины и Беларуси!», плюс несколько призывов поддержать армию.

Справедливости ради напомним, что коммунисты одними из первых, еще в середине января, выступили с призывом признать ДНР и ЛНР. Уже 27 февраля Зюганов безоговорочно поддержал спецоперацию. Комментируя выступление нескольких думцев из КПРФ против начала боевых действий, он заявил: товарищи не до конца разобрались в ситуации. 

«Войну надо останавливать на первой стадии, особенно когда касается фашистов, нацистов и бандеровцев»,

– сказал лидер КПРФ. На понедельник, в годовщину Октября, ЦК КПРФ также анонсировал отправку из Подмосковья очередной колонны с гуманитарным грузом – в помощь солдатам на фронте, а также жителям новых российских территорий. 

Однако такая деятельность, похоже, не сильно отражается на популярности КПРФ, хотя с начала СВО, как известно, рейтинги и российского руководства, и правящей «Единой России» сразу резко выросли. В конце прошлой недели ВЦИОМ опубликовал очередной опрос, согласно которому уровень поддержки «Единой Россия» составил 40,3% (минус 0,3 п. п. за неделю), а КПРФ поддержали 9,9% (минус 1,2 п. п.), сообщил ТАСС. А ведь на выборах в Госдуму год назад КПРФ набрала 19%, на 10 пунктов больше.  

Репутация КПРФ значительно «просела» за период украинской операции, рассказал газете ВЗГЛЯД директор Института новейших государств Алексей Мартынов. «Нынешний особый период связан не только с борьбой против неонацизма, но и с беспрецедентным внешним давлением на Россию. Заодно он стал катализатором многих процессов, в том числе и заката зюгановской партии. Сегодня падение популярности КПРФ видно даже тем, кто не вовлечен в политический контекст», – заявил Мартынов.

Среди причин спада поддержки КПРФ избирателями политолог назвал извечную проблему коммунистов – геронтократию. «Вроде бы и омоложение в партии началось, но на всех ключевых позициях еще держится старая гвардия, которая явно не соответствует текущим вызовам. Но главное – коммунисты не смогли правильно использовать свою же позицию открытого противостояния с Западом. То, что сегодня стало мейнстримом, Зюганов говорил еще 20 лет назад. Казалось бы, что КПРФ должна подняться на этом фоне, но коммунистов не видно и не слышно», – добавляет Мартынов.

Зато рейтинг другой левой партии – «Справедливой России» – на фоне украинских событий активно растет, но это не связано с падением коммунистов, считает эксперт. «Эсеры находились в достаточном упадке, но сегодня их можно увидеть в повестке. Они активно работают в Донбассе. Партия воспрянула, в том числе и за счет эффективного использования новой обстановки, чего не удалось зюгановцам», – уверен политолог.

Популярность партии вовсе не потеряна, возражает член ЦК КПРФ, депутат Госдумы Александр Ющенко. «Необходимо просто посмотреть итоги последних выборов в сентябре. Результаты показывают, что КПРФ сохраняет колоссальное влияние среди избирателей, несмотря на давление чиновников. Деятельность руководства партии опирается на запросы людей, а также региональных парторганизаций», – добавляет депутат.

«На этом же построены и лозунги партии к 7 ноября. Лозунги строятся на комплексе проблем и вопросов, которые волнуют россиян, и связаны с происходящими событиями. Они, в частности, направлены на обеспечение социальных гарантий, которые отождествляется с завоеваниями Великого Октября. Думаю, в регионах на митингах особенно популярны будут призывы к более решительным действиям власти в части социальных позиций. Например, ­­на социальное формирование бюджета с учетом нынешних событий», – уточнил депутат.

Обязательно появятся на манифестациях и лозунги, связанные с поддержкой нашей армии, с необходимостью мобилизации экономических и политических ресурсов страны, уверен Ющенко.

Мартынов указывает, что лозунги типа «Наше дело правое – враг будет разбит и повержен!» и «Нацизм – не пройдет!» представляют собой неактуальную ретроспективу, и такой стиль агитации также влияет на падение электоральной поддержки.

«Лозунги коммунистов в большинстве своем – это мост в прошлое, это бесконечная эксплуатация советского бэкграунда, формул из советской пропаганды. Раньше это работало с точки зрения ностальгии. Но не работает сейчас. Сегодня мы стали свидетелями яркого, неоднозначного, по-исторически масштабного события. Как электорат, мы хотим понимать, что мы сейчас переживаем всей страной и что будет потом. А что было в прошлом, мы и так помним», – посетовал Мартынов, добавив, что подобная политика КПРФ ставит под вопрос ее шансы преодолеть пятипроцентный барьер на следующих выборах в парламент.

Что думают другие левые о СВО

Спецоперация против фашистского режима Киева – первого за 70 послевоенных лет нацистского режима в Европе – четко высветила разницу между коммунистами и абстрактными «левыми», считает бывший депутат Госдумы от КПРФ, политолог Дарья Митина. Сейчас она входит в ЦК незарегистрированной Объединенной коммунистической партии (ОКП).

«Абсолютное большинство российских коммунистов, все четыре крупные партии (как зарегистрированные, так и нет) – КПРФ, «Коммунисты России», ОКП и РКРП – с 2014 года выступают за демонтаж киевского режима. Помогают фронту не только морально – в рядах коммунистов есть и мобилизованные, и добровольцы. Среди коммунистов есть и бойцы народных милиций Донбасса, и сотрудники гражданских администраций. Есть, увы, и погибшие», – отмечает Митина.

К сожалению, среди российских левых находятся и те, кто за абстрактными пацифистскими лозунгами маскируют свою фактически прокиевскую позицию, сетует Митина. И добавляет: такая позиция несовместима с декларируемой «левизной».

На фоне «Справедливой России – За правду», в том числе и Захара Прилепина, сторонники которого активно работают в Донецке и Луганске, КПРФ теряет электорат, считает гендиректор Центра политического анализа, политолог Павел Данилин.

«Не в пользу КПРФ работает и то, что в рядах партии сохранились навальнисты.

По сути москвичи образуют внутри КПРФ антигосударственное начало, что тоже сильно бьет по ее репутации. КПРФ держалась ровно на том, что в левом электорате их считали настоящими коммунистами, но за время СВО популярность партии Зюганова несколько снизилась», – добавляет он. 

Кого сегодня считать левым

«В России сейчас понятие «левых» трактуется очень вольно, каждый вкладывает в него то, что хочет», – говорит Митина. По ее мнению, в отличие от размытых критериев «левизны», что такое коммунист, понятно каждому: в первую очередь для человека должен быть важен приоритет общественной собственности над частной, общественно-коллективистских начал над частным и индивидуалистическим.

«Другой критерий – интернационализм. Но, к примеру, КПРФ от этого отошла. Партия должна придерживаться атеизма или, по крайней мере, материалистического мировоззрения. Это не совсем про КПРФ с зюгановскими «заигрываниями с попами», – детализировала Митина.

Помимо этого, коммунисты должны быть приверженцами социалистических форм народовластия, полагает Митина. «Когда «левый» кандидат баллотируется в президенты, он должен сказать: как только меня выберут, я упраздню пост президента, и у нас будут выборы в Верховный совет, советы народных депутатов на местах и социалистическое народовластие», – объяснила собеседница.

В России, по мнению Данилина, сложилась собственная шкала левых и правых, на которую можно ориентироваться, не обращаясь к западноевропейскому опыту: «В строгом европейском смысле левых в России нет, и в чистом виде эта идеология не работает в принципе. Скажем, попытки КПРФ играть на поле патриотизма, национализма уводят ее в сторону от «леваков». Это «синтетическая» партия, которая впитывает в себя сразу несколько направлений».

Данилин обратил внимание, что к левому флангу можно отнести даже «левое» крыло «Единой России» и частично СР. А эсер Захар Прилепин работает на правом поле в плане консервативности. «Думаю, Прилепин сильно обидится, если вы назовете его леваком в традиционном, европейском смысле. Сам он считает себя правым. Когда он был нацболом (сторонником запрещенной НБП Эдуарда Лимонова – прим. ВЗГЛЯД), он всё равно не совпадал с традиционной «левацкой» парадигмой. С точки зрения европейской или американской политологической традиции нацболы были однозначно правыми националистами, а уж потом большевиками», – добавил Данилин.

..............