По данным недавнего социологического опроса, 64% граждан нашей страны относят себя к православным; 52% из этого числа никогда не читали Библию, а регулярно читают Священное Писание 2%. Это указывает на пробел не только в духовной жизни – но и, прежде всего, в образовании.
Конечно, когда человек при опросе называет себя «православным», это может означать разные вещи – от смутного осознания принадлежности к православной культуре до глубоко осознанной церковной веры. Но даже с чисто культурной точки зрения незнание Библии – огромная потеря.
В любой письменной культуре существует то, что называют «каноническим набором текстов» – литературные шедевры, которые не только приносят читателю эстетическое наслаждение, но и определяют общее сознание цивилизации, ее язык, ее систему образов и ценностей, ее формы мышления и взаимодействия с миром.
Неслучайно классическую литературу обязательно преподают в школе. Она вряд ли пригодится выпускникам в профессиональном плане, но она формирует пространство понимания и узнавания: «мы все помним эти стихи со школы», «мы все знакомы с этими литературными персонажами», «мы все знаем, что означает эта цитата и из какого контекста она взята».
Эти тексты создают общее пространство мысли и чувства, оценок и убеждений. «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею Моей и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей» – мы все, грамотные русские люди, помним, откуда это.
Или это: «Я хочу видеть своими глазами, как лань ляжет подле льва и как зарезанный встанет и обнимется с убившим его».
Это верно в отношении любой культуры – но особенно такой литературоцентричной, как русская. Но за всеми великими текстами русской культуры, за Пушкиным и Достоевским, за Чеховым и Лесковым, стоит один фундаментальный первоисточник. Тот же, что стоит за великими текстами европейской литературы вообще – за Данте и Шекспиром, за Сервантесом и Толкином.
Люди почтительно размышляли над этим текстом или яростно спорили с ним, иллюстрировали его в бесчисленных картинах, иконах, фресках и мозаиках. Русский – и другие языки мира – наполнен цитатами из него, привычными настолько, что мы часто их не узнаем, – такими как «Фома неверующий» или «в своем глазу бревна не видит». Многие из нас носят имена (такие как Петр, Павел, Мария, Лидия, Сергей или Иван), взятые из этого текста – даже если мы не отдаем себе в этом отчета.
Этот текст – Библия.
Конечно, Библия – не единственный источник нашей цивилизации. Мы можем указать еще два – римский юридический гений и греческая традиция рационального мышления.
Но русская (и, шире, европейская) культура немыслима без Библии. Большинство ее важнейших текстов уже подразумевает читателя, который с Библией знаком, иначе они остаются непонятными.
Такова реальность нашей культуры, и она не зависит от личной веры. Заносчивые атеисты, пишущие о Библии: «еврейские сказки», демонстрируют не неверие, а невежество.
Библия задает определенный взгляд на реальность, который, нравится нам это или нет, формирует сам воздух, которым мы дышим, и язык, которым мы говорим.
Поэтому так важно знать, о чем эта книга.
Она Боге и человеке, о страдании и надежде, о грехе и прощении, о жизни, смерти и воскресении – о том, как мы здесь оказались, что нам делать и на что надеяться.
Она наделяет человеческую историю смыслом, как драму, которая разворачивается от начала к завершению.
Бог сотворил мир из чистой щедрости, чтобы разделить с ангелами и людьми ту вечную и блаженную жизнь, которой обладает Он сам.
Человек отпал от Бога в грех, глубоко разрушив саму свою природу.
- Кто и почему станет будущим папой римским
- Физики нашли математическое доказательство «сотворения мира по Библии»
- Религиовед: Папа римский Франциск запомнится как улыбающийся глава Церкви
Бог разворачивает в истории Свой замысел о спасении человека. Он призвал Авраама – человека, который первоначально был язычником, но услышал голос Бога и последовал за Ним. Он произвел от Авраама особый народ, древний Израиль, который, через века верности, падений и покаяния, усваивает, что существует только один истинный Бог и что он пошлет людям Спасителя.
Наконец, Божий замысел достигает кульминации – в народе появляется Дева, именем Мария, через смиренное согласие которой в мир приходит Спаситель, Единородный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос.
Христос, через Свою смерть на Кресте и Воскресение, дарует нам прощение грехов и жизнь вечную. Мы принимаем ее покаянием и верой.
Именно этот сюжет лежит в основании нашей цивилизации.
Именно им жили русские люди, начиная со святого князя Владимира, – преподобный Андрей Рублев и Максим Грек, Нестор Летописец, святые Сергий Радонежский и Серафим Саровский, Достоевский и Лесков, многие поколения наших предков.
Было бы большой бедой не знать, скажем, Пушкина – но гораздо большая беда (в культурном, и в духовном отношении) не знать Евангелия. К счастью, эта беда поправима – особенно сейчас, когда мы можем за минуту скачать Библию на телефон.
Как писал Борис Пастернак: «Всю ночь читал я Твой Завет И как от обморока ожил».
Людей может пугать объем и непривычность текста – поэтому можно начать не с книги Бытия, а, скажем, с Евангелия от Марка.
Великие произведения литературы меняют тех, кто их читает. Но более всего это относится к Библии. Попробуйте читать ее – и вы увидите, как изменится ваша жизнь. И как изменится жизнь страны – если нас, обратившихся к самому истоку нашей цивилизации, окажется достаточно много.