В апреле в России начнется тестирование детей мигрантов на знание русского языка, поскольку со следующего учебного года без такового их больше в школы принимать не будут – очередной шаг по наведению порядка в сфере миграции сделан.
У миграционной темы есть любопытный аспект: она в настоящий момент обострилась практически во всем мире, то есть Россия сталкивается, по сути, с теми же проблемами, что и США, и европейские страны, и Турция, и еще десятки государств во всех уголках планеты. Даже Япония, исторически крайне закрытая страна, из-за острой нехватки рабочей силы вынуждена открыть двери для мигрантов, и ей предстоит непростой процесс адаптации к быстро увеличивающемуся количеству иностранцев и новых граждан.
При этом проблемы, порождаемые миграцией, очень похожи в самых разных странах. Мигранты плохо интегрируются, формируют замкнутые сообщества и даже гетто, которые функционируют по собственным внутренним правилам, далеким от законодательства страны проживания. Мигранты занимают экономические ниши, которые, с одной стороны, малоинтересны для местных, а с другой, предоставляют простор для злоупотреблений, что, в свою очередь, ведет к коррумпированию и разложению той части чиновников, что работает с мигрантами.
Подобное положение превращает сообщества мигрантов в питательный бульон для криминала любого рода – от организованной преступности до совершенно диких в своей немотивированности и жестокости преступлений. Свежая история из Нью-Йорка, где мигрант из Гватемалы сжег женщину в метро.
Помимо социальных и экономических аспектов, мигрантские сообщества становятся все более значимым политическим фактором, причем по большей части тоже деструктивным. Демократическая партия в США обеспечила для нелегалов режим открытых дверей в надежде заполучить с их помощью электоральное преимущество над республиканцами. Мигранты с Глобального Юга, будучи по вероисповеданию преимущественно мусульманами, являются объектом пропаганды и вербовки самых радикальных, экстремистских и просто террористических движений. Теракт на рождественской ярмарке в германском Магдебурге стал тому очередным напоминанием.
Текущий российский опыт добавил новых деталей в сложившуюся картину: Киев вербует мигрантов из Средней Азии для совершения терактов на территории России, однако главным мотивом для тех выступают не идеологические, а меркантильные соображения. Что с убийством генерала Кириллова, что с бойней в «Крокус-Сити», преступники шли на это в первую очередь из-за обещанных им денег и гражданства, а не по идейным мотивам.
Тема мигрантов стала настолько чувствительной для самых разных стран, что игнорировать недовольство граждан больше не могут даже самые либерально настроенные силы. В ФРГ, чтобы хоть как-то сбить электоральный напор «Альтернативы для Германии», за ужесточение миграционной политики стали ратовать мейнстримные партии, до того много лет державшие страну распахнутой для приезжих.
Так что и в этом смысле Россия, наводящая порядок в сфере миграции, вовсе не является исключением из правил. Наоборот: наша страна находится ровно в том же векторе, что и остальной мир, который осознал, что сама собой эта проблема не решится, и пора уже принимать какие-то меры.
- Эксперт объяснил решение ДУМ отозвать фетву о религиозном многоженстве
- Депутат: Ситуация с миграцией будет решена, как когда-то с бумажной бюрократией
- Путин: Правоохранители должны следить за тем, чтобы мигранты уважали традиции России
И вот тут у России есть два очень важных преимущества по сравнению с теми же Штатами или Европой. При всех негативных явлениях у нас положение не зашло так далеко, как, например, в европейских городах, где есть целые районы, куда даже полиция не заезжает, и там фактически созданы государства в государстве. Или ситуация, с которой прямо сейчас столкнулись США, когда в стране происходит стремительный передел криминального рынка. Это, в свою очередь, не только влияет на бедные и неблагополучные кварталы, но и затрагивает богатые районы, которых раньше не касались криминальные разборки – и это на фоне серьезного кризиса правоохранительной системы.
Но что самое важное, Россия – многонациональная и многоконфессиональная страна, веками строившая общественный уклад на основе взаимоуважения и добрососедства. В нашем распоряжении наш собственный колоссальный опыт по достижению межнационального согласия. К тому же мы быстро освобождаемся – уже почти освободились – от фальшивых и откровенно деструктивных либерально-политкорректных установок, которые нам старательно навязывали три десятилетия. Мы называем террористов террористами. Мы уважаем чужие традиции, но ожидаем от живущих в России соблюдения российских законов и обычаев. Страна открывает перед своими новыми гражданами широкие перспективы, но те должны не только пользоваться предоставленными правами, но и выполнять возложенные на них обязанности, будь то служба в армии, владение русским языком или знание отечественной истории.
У России есть все необходимое, чтобы урегулировать конфликты, сгладить трения и переломить негативные тенденции. Главное – политическая воля и последовательность государственной политики.
Потому что если этого не сделать, то потери, которые ждут нашу страну, будут куда больше, чем у многих других стран. Многонациональность и многоконфессиональность России, умение создать пространство взаимоуважительного сосуществования самых разных людей является ее важнейшим преимуществом, которое вечно недооценивают ее противники. Но одновременно эти особенности могут стать уязвимостью страны и вызвать к жизни катастрофические последствия. Нельзя допустить, чтобы это произошло.
Очевидно, что государственное руководство это осознает – и активная коррекция миграционной политики стала ответом на назревший запрос на перемены.