Прощение создает противовес озлобленности

@ Дарья Малеева/ТАСС

27 ноября 2024, 16:10 Мнение

Прощение создает противовес озлобленности

Певец Эдуард Шарлот (включен в перечень террористов и экстремистов) мало кому известен своей музыкой, зато приобрел известность благодаря грубым и хамским роликам, в которых среди прочего оскорблял патриарха Кирилла. Но церковь его простила. Почему?

Сергей Худиев Сергей Худиев

публицист, богослов

Эдуард Шарлот, обвиняемый по ряду статей, получил поддержку от церкви, которую хулил.

Иерей Кинельской епархии Самарской митрополии Сергий Терехин, участвующий в процессе над Шарлотом в качестве консультанта, заявил в суде, что патриарх Московский и всея Руси Кирилл простил обвиняемого и просил не применять к нему наказание.

Это стоит рассмотреть подробнее. Певец Эдуард Шарлот мало кому известен своей музыкой, зато приобрел известность несколько другим путем. Он решил выразить свое несогласие с началом СВО, записав ряд грубых и хамских роликов, в которых среди прочего оскорблял патриарха Кирилла.

Когда он вернулся из-за границы, его арестовали, предъявив ряд обвинений, в том числе в оскорблении чувств верующих. Находясь под стражей, Шарлот записал видеообращение, в котором извинился перед патриархом Кириллом и всеми верующими.

Представители патриархата после этого заявили, что не видят препятствий для применения судом ст. 76 УК РФ, которая разрешает освобождение от уголовной ответственности в случае раскаяния и примирения с потерпевшей стороной. С православной точки зрения такой поступок продиктован Евангелием. «И если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится и скажет: каюсь, – прости ему» (Лук.17:4).

Требование прощать согрешивших против нас в Евангелии провозглашается с большой настойчивостью – не как рекомендация, но как абсолютное требование. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матф.6:14,15).

Могут сказать, что это требование обращено к частным лицам, а не к государству, которое занимается не личной местью, а пресекает преступление согласно закону. Нельзя сказать, что это неверно.

Но и когда мы говорим о государстве, христианин призван стремиться к милости там, где это только возможно. Причем милость может быть не только чем-то религиозно праведным, но и общественно необходимым. Закон обеспечивает неотвратимое возмездие: нарушил – будешь отвечать. Но в каких-то случаях интересам общества лучше служит не возмездие, а прощение.

Есть разные люди и разные ситуации, в том числе в том, что касается оскорбления чувств верующих. Речь, понятно, идет не о тех, кто взял в руки оружие, чтобы стрелять в сограждан, а о тех, кто отметился негодными речами, за которые их по возвращении на родину могут арестовать.

Бывают целенаправленные, хорошо продуманные провокации, которые предпринимаются с тем, чтобы вызвать вражду и смуту, нарушить гражданский мир. Бывают скандалисты и геростраты, которые готовы на любые безобразия, чтобы привлечь внимание к своей персоне. Это люди, которые прекрасно знают, что делают, и не собираются останавливаться по доброй воле. Для их обуздания и нужна вся строгость закона.

А вот в ситуации, когда человек делает глупость, а потом раскаивается в ней, прощение совершенно уместно. Прощение – это не игнорирование проступка и тем более не попустительство. Оно восстанавливает то, что было разрушено, – самого человека, его отношения с другими, общественную ткань солидарности и доверия.

Прощение (если мы говорим о нем именно в общественном контексте) исходит из двух тезисов. Во-первых, люди ценны. Ими не надо разбрасываться. Если есть возможность вернуть человека в общество, сделать его полезным гражданином – это надо попытаться сделать. Отказ от этого, суровость и беспощадность характерны для обществ, которые не ценят своих членов и которые как будто рады при первой возможности загнать человека в тюрьму – или в безвозвратную эмиграцию. Это не слишком удобное для жизни общество – и, главное, мы не можем позволить себе таковым быть. Людей у нас не хватает. Люди гораздо полезнее для страны дома и на воле.

Во-вторых, люди меняются, иногда быстро. Есть известная фраза: «кто в молодости не был либералом – у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором – у того нет мозгов». Иногда этот процесс обретения мозгов происходит довольно быстро. Человек, который обращается к нам с просьбой о милости, может быть, уже стал совсем другим – и его нет смысла преследовать за те глупости, которые он уже не повторит.

Непрощение делает из однажды оступившегося человека закоренелого противника – просто потому, что ему нечего терять и некуда деваться. Ему остается только идти до конца по той кривой дорожке, на которую он однажды свернул. Поэтому прощение может быть проявлением не только милосердия, но и государственной мудрости.

Есть и еще одна причина, по которой оно важно. Военные действия, тем более когда СМИ и интернет сразу же доносят до каждого картины смертей, разрушений, беженцев, неизбежно отражаются на психологии общества. Многие стремятся прийти на помощь – собирают необходимое для раненых и беженцев, лично едут, чтобы помочь людям восстановить поврежденные снарядами дома.

Но есть и другой эффект – люди проникаются гневом, озлобленностью и жаждой мести. Причем трудно предсказать, как именно эта озлобленность может взорваться и на кого обрушиться. И в этой ситуации очень важно создавать противовес этой озлобленности. В частности, оставлять в нашей жизни место для милосердия и прощения. О чем нам еще раз в эти дни напомнила церковь.

..............