Почему не стоит отменять Нагорную проповедь

@ общественное достояние

1 марта 2023, 09:30 Мнение

Почему не стоит отменять Нагорную проповедь

Сама идея, что сильные что-то должны слабым, а большинство – меньшинству, есть плод христианства. Причем, как показывает опыт ХХ века, это христианское наследие легко утратить и вернуться в мир обожествленных вождей и по-настоящему масштабного насилия.

Сергей Худиев Сергей Худиев

публицист, богослов

В Германии на Берлинском форуме мировых религий довольно резко раскритиковали... Нагорную проповедь. По словам участницы панельной дискуссии, профессора литературоведения Татьяны Йеш, «Нагорная проповедь является собранием изречений, приписываемых Христу. И там также есть сексуальные аспекты насилия, например, взывание к вырыванию глаза из головы... Поэтому я считаю, что проповедь неполезна и неконструктивна, и важно, чтобы положительные предрассудки по отношению к христианству и его миролюбивости были перепроверены на предмет того, должны ли эти тексты вообще читаться».

Нам это может показаться диким – но само представление о том, что христианство является источником «насилия» и «угнетения», постепенно превратилось в идеологический стандарт. Парадокс здесь в том, что сами разговоры о «борьбе с насилием» и «правах меньшинств» возможны только в культуре, сформированной Нагорной проповедью. Активисты, выступающие против христианского наследия нашего континента, рубят сук, на котором сидят, выбивают почву из-под ног у самих себя. Но об этом стоит поговорить подробнее.

Нагорная проповедь – сборник изречений Господа Иисуса, который содержится в Евангелии от Матфея (пятая-седьмая главы) и отчасти повторяется у Луки. Мысль связывать его с «насилием» в каком бы то ни было смысле выглядит нелепой – пока мы исходим из традиционного определении насилия.

Именно в Нагорной проповеди находятся знаменитые слова Господа: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф. 5:43,44). Там же говорится о том, что милостивые, миротворцы и кроткие блаженны – то есть причастны высшему благу, их одобряет и вознаградит сам Бог.

Иисус пришел в мир, еще более полный насилия, чем наш. Его собственная страна находилась под оккупацией, римляне беспощадно распинали повстанцев на крестах – идя по своим делам, вы вполне могли видеть ваших сограждан, может быть, даже родственников и знакомых, мучительно умиравших на этом страшном орудии казни. От Иисуса ожидали, что Он возглавит восстание против ненавистных язычников – и со сверхъестественной помощью установит наконец земное царство мира и справедливости. Когда стало ясно, что Он этого не сделает, разочарованный народ, еще недавно восклицавший «Осанна!», закричал: «Распни Его!». Его облыжно обвинили в мятеже и предали тем самым римлянам.

Но в Евангелии Иисус – не пассивная жертва несправедливости. Как говорит Он сам, «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мар. 10:45). Он добровольно пошел на смерть за грехи падшего человеческого рода; на третий день Он воскрес из мертвых и отправил апостолов проповедовать благую весть – Его смерть и воскресение приобрели нам прощение грехов и вечную жизнь, мы призваны принять этот дар покаянием и верой.

То есть Иисус поступал именно так, как проповедовал – и Его проповедь, и его жизнь были примером абсолютного и полного отказа от насилия. Все Его чудеса – это чудеса милосердия; Он исцелял больных, освобождал бесноватых и насыщал голодных, но никогда не использовал свои сверхъестественные силы, чтобы причинить кому-то вред. Почему же Его сейчас обвиняют в насилии? Это связано с переопределением самого понятия «насилия». В наши дни в определенных идеологических кругах «насилием» называют абсолютно всё, что может вызвать неудовольствие у какой-нибудь группы активистов. И Нагорная проповедь, конечно, может причинить сильное неудовольствие.

Прежде всего это связано с уникальными притязаниями Иисуса – «ибо Он учил их, как власть имеющий» (Матф. 7:29). Это царственное «а Я говорю вам» напоминает слова пророков Ветхого Завета – «так говорит Господь». Только Иисус не передает людям слова Господа – Он говорит от Своего лица, давая понять, что Он и есть Господь. Это возмущало Его современников – и возмущает людей сейчас. Иисус действительно говорит о том, что у земных решений есть вечные последствия. С грехом следует порывать быстро и решительно – даже если это так же болезненно, как вырвать глаз или отсечь руку.

Если ваш друг спивается, а вы хотите обратить его внимание, что он находится на пути к самой жалкой смерти, он вряд ли будет вам благодарен. Его болезнь заставляет его видеть лучших друзей в случайных собутыльниках и врагов – в друзьях и родных, которые любят его и хотят спасти. Так и с грехом вообще – он заставляет человека видеть обиду (и даже «насилие») в попытках ему помочь.

В истории христианского мира относительно немногие жили по Нагорной проповеди и всерьез следовали учению и примеру Христа. Однако они были той закваской, которая медленно, но верно меняла мир вокруг – и благодаря им библейские представления о мире и человеке становились общим достоянием. Любой человек создан по образу Божию и ценен в глазах Создателя настолько, что за него умер Христос. Бог всегда на стороне угнетенных и притесненных – и строго взыщет с надменных угнетателей. Как говорит пророк, «Я накажу мир за зло, и нечестивых – за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей» (Ис. 13:11). Идеалы равенства и справедливости могли подхватываться в том числе и яростно антихристианскими движениями, но сам источник этих идеалов – Библия.

В наше время мы привыкли считать эти ценности само собой разумеющимися, но это не так – большинство мировых культур их не знали. Древним грекам, римлянам или индийцам в голову не приходило считать, что люди равны, или переживать «а не притеснили ли мы кого-нибудь». Как говорят афинские послы у Фукидида, «сильные творят, что хотят, а слабые терпят, что приходится». Сама идея, что сильные что-то должны слабым, а большинство – меньшинству, есть плод христианства. Причем, как показывает опыт ХХ века, это христианское наследие легко утратить и вернуться в мир обожествленных вождей и по-настоящему масштабного насилия.

Поэтому всем нам (верующим и неверующим) так важно читать и перечитывать этот текст, лежащий в основании нашей цивилизации. Тем более, что в ХХ веке наша страна уже пережила масштабную попытку построить «дивный новый мир» на отказе от Бога. Мы все знаем, как она кончилась.

 

Обсуждение:43 комментария
Сортировка:
Николай Николаев Николай Николаев
01.03.2023
Автор путает причины и следствия: как будто христианство даровало людям идеи равенства и справедливости, а до Библии этого не было. Все как раз наоборот, у людей всегда была, есть и будет жажда равенства и справедливости.
Именно потребность людей в равенстве и справедливости привело к возникновению и популярности христианства в римской империи, а не наоборот. Но христианство в тех условиях не могло предложить иного равенства и справедливости, кроме как в загробном мире, призывая терпеть и страдать, а взамен обещая людям "вечную жизнь в раю", став тем самым своеобразным утешением для людей.
Воистину религия опиум народа.
Нельзя отрицать, что переход к монотеистической религии, конечно же, сыграл в свое время положительную роль в развитии человечества.
Напомню, что христианство официально утвердилось в Римской империи при Константине Великом, который, в первую очередь, был заинтересован в нем, как инструменте политической борьбы. Ну а после христианство полностью было подчинено и поставлено на службу правящей верхушки.
Хотелось бы также отметить, что на протяжении веков в нашей же православной Российской империи считалось вполне справедливым, когда одни православные люди продавали и покупали других православных, как рабов, меняли их на борзых щенят, запарывали до смерти на конюшне и т.п. И никоим образом, христианство этому не мешало.
На протяжении уже двух тысяч лет христианство никаким образом не может избавить мир от насилия, да и не сможет никогда. Я уж не говорю, сколько насилия было совершено прикрываясь именем Господа.
Игорь Игорь
02.03.2023
"призывая терпеть и страдать, а взамен обещая людям "вечную жизнь в раю", став тем самым своеобразным утешением для людей."
-------------
В этом и заключается Смысл любой религии - если ты не боишься царя, то должен бояться бога.
Николай Николаев Николай Николаев
02.03.2023
Да, все верно, это еще и мощнейший инструмент манипулирования сознанием людей.
Борис Зверев Борис Зверев
03.03.2023
Иудеохристианство проповедует равенство? Возможно, но, надо признать, рабовладельцы обеспечивали даже более высокий уровень равенства... среди рабов.
Андрей Бaтyeв Андрей Бaтyeв
01.03.2023
Христос видел себя пророком исключительно еврейского народа, остальные его не интересовали совершенно. Однако его последователи, которые создали церковь как организацию, решили не довольствоваться ролью руководителей маленькой секты иудаизма. Тут-то им карта и пошла!
H.C. H.C.
01.03.2023
"Нет ни эллина, ни иудея"
Андрей Бaтyeв Андрей Бaтyeв
01.03.2023
Ага. Только к Христу эти слова отношения не имеют
Андрей Бaтyeв Андрей Бaтyeв
01.03.2023
Сам основоположник говорил прямо: Я послан только к
погибшим овцам дома Израилева.
Юрий Иванов Юрий Иванов
01.03.2023
Христос не видел себя пророком, ты явно безграмотен. Он взял на себя Грехи Человеческие
Андрей Бaтyeв Андрей Бaтyeв
02.03.2023
Пророк (προφήτης) — человек, заявляющий о том, что контактирует со сверхъестественными или божественными силами и служит посредником между ними и человечеством
Сергей Рижский Сергей Рижский
02.03.2023
Главная христианская ценность - это любовь. Иисус учит отношениям между людьми. Это главное. Остальное - как добиться этого результата, и прежде всего Его слово направлено на тебя самого, ведь именно ты и есть причина возможного насилия, злоречия, похоти, эгоизма и аналогичного. Вот это и не нравится всем остальным... им подавайте, чтобы кто-то другой проявлял милость и любовь к тебе, а не ты сам старался.
Ветеринар Пользователь удален
01.03.2023
Комментарий удален
Дмитрий Дмитрий
02.03.2023
Смоковница - это демонстрация силы, т.е. мог по щелчку развалить и судить этот мир, но смиренно терпел унижения и насилие со стороны неразумных вчерашних обезьян.
Василий Денисов Василий Денисов
01.03.2023
"...богослов пытается пнуть мертвого льва.."
"Автор путает причины и следствия.."
Вспоминаю, как на семинарах по марксистско-ленинской философии от студиозусов постоянно неслось: ".. но Гегель недопонимал, что.." ну и т.д.
Гегель недопонимал, туповат был, не то, что отличник по м.-л.ф.
Какие же все критики богословия, современных изысканий философии убогие. Вы по сравнению с этим автором нет никто, но все туда же: он путает, не понимает..
Сами как зомби, суждения по типу: космонавты летали, а Бога не видели
Николай Николаев Николай Николаев
02.03.2023
Так вы приведите аргументы по существу в защиту вашей позиции, если она есть.
Что касается космонавтов, конечно же бога там они видеть не могли (да и не собирались, наверное), так как понятие "Бог" существует только в общественном сознании и представления человека о боге, как и о всей остальной человеческой культуре, приобретается только в процессе воспитания и социализации. К примеру, человек, выросший вне человеческого общества (маугли) никогда не узнает что такое бог. У него даже не будет понятийного аппарата, чтобы такие мысли возникли. Более того, он даже человеком не станет.
Несомненно, религия является важным феноменом человеческой культуры и имеет как положительные, так и отрицательные стороны с точки зрения развития человечества.
Восстановление пароля
Регистрация
Вы можете зарегистрироваться через соцсети
Сообщение
Спасибо! Ваша заявка принята.