Взгляд
4 февраля, суббота  |  Последнее обновление — 14:37  |  vz.ru
Разделы

Молдавия для России опаснее Украины

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
В Молдавии пытаются создать новую «Антироссию». И ликвидировать ее будет в каком-то степени сложнее, чем «Антироссию украинскую». Подробности...

Запад стер из своей памяти важные знания о России

Ирина Алкснис
Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Западные элиты забыли то, что усвоили из многочисленных и полезных, хотя местами весьма болезненных уроков прошлого – Россию можно обмануть, Россию можно разложить изнутри, но Россию нельзя победить просто грубой силой. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Перспективы России на нефтяном рынке внушают оптимизм

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Перенастройка экспортных потоков, безусловно, является болезненной – и для покупателей нефти, и для самой России. Россия, вероятно, будет вынуждена временно сократить добычу нефти в среднесрочной перспективе. Подробности...

В России отпраздновали 80-летие победы в Сталинградской битве

В России отпраздновали 80-летие победы в Сталинградской битве. Памятная дата отмечается не только в России, но и за ее пределами. Основные торжества прошли в Волгограде, где состоялся военный парад и другие торжественные мероприятия. Сталинградская битва была одной из крупнейших в истории человечества
Подробности...

Какие танки Запад может отправить Украине

На этой неделе Германия и США пообещали Украине поставить свои главные тяжелые танки – Leopard 2A5s и M1A2 Abrams. Ранее о поставке своих тяжелых танков Challenger 2 объявила Великобритания. К вооружению Киева подключатся и другие страны Европы, на вооружении которых тоже есть «Леопарды» и «Абрамсы». Что представляют из себя эти машины
Подробности...
12:42
собственная новость

В Госдуме подвели итоги реализации нацпроектов в 2022 году

Нацпроекты показали свою гибкость и востребованность в условиях возникших перед Россией вызовов. За счет чего была оказана необходимая поддержка гражданам, отраслям экономики, а также новым регионам России. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал депутат Госдумы Олег Матвейчев, комментируя итоги реализации национальных проектов в 2022 году.
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Медведев заявил о возможности завершить конфликт на Украине «по щелчку пальца»

    Главная тема


    Остатки роскоши украинских олигархов помогут СВО

    сложные переговоры


    Из украинского плена вернулись 63 российских военных «чувствительной категории»

    Речь в Волгограде


    Кремль отреагировал на заявление Пентагона о поставках дальнобойных ракет Киеву

    Пост профсоюза


    Пограничники США унизили Байдена из-за инцидента с китайским аэростатом

    Видео

    наступательная операция


    Освобождение Артемовска приведет к перелому в боях за Донбасс

    «Коридор без выхода»


    Зачем Украина создает восемь новых штурмовых бригад

    акции протеста


    Украинские продукты разоряют европейских фермеров

    объединенная группировка


    Зачем Германия поглощает армию Нидерландов

    Несбиваемый аэростат


    США оказались бессильны перед китайским воздушным шаром

    уроки прошлого


    Ирина Алкснис: Запад стер из памяти важные знания о России

    нефтяной фактор


    Глеб Простаков: Перспективы России на нефтяном рынке внушают оптимизм

    никаких иллюзий


    Вадим Трухачёв: О нейтралитете Австрии и Швейцарии пора забыть

    на ваш взгляд


    Как часто вы используете ненормативную лексику в разговоре?
    Герман Садулаев

    Торговые пути определяют центры силы на планете

    Герман Садулаев
    писатель, публицист
    6 июля 2022, 09:12

    Могущественные государства всегда стремились контролировать большие торговые магистрали. А смена исторических эпох часто была связана с изменением путей и маршрутов торговли. Когда-то Древняя Русь возникла на пути «из варяг в греки», то есть из северных морей в южные. Русь столкнулась с Хазарией, которая контролировала транзит, и победила. Однако угасание Хазарского каганата было связано не только с военными поражениями, но и с изменениями торговых путей.

    Самым длинным в древней и средневековой истории торговым маршрутом был так называемый Великий шелковый путь. Термин был введен в 1877 году немецким географом фон Рихтгофеном. Так была названа сложная разветвленная сеть дорог из Китая на Ближний Восток и через Волгу к бассейну Черного моря. В VIII–X веках вместо наземных дорог на Волго-Донской части маршрута стали использовать речные пути и волоки, так же, как и на пути «из варяг в греки». Собственно, кто контролировал главные пути и узлы магистралей – тот и управлял миром. Так было всегда. И в ХХ, и в ХХI веке в этом смысле ничего не изменилось.

    Главный евро-азиатский торговый маршрут вчера выглядел примерно так: из Гамбурга (Германия) по Северному морю вдоль северо-западного побережья Европы, через Ла-Манш, далее через Гибралтарский пролив в Средиземное море, далее через Суэцкий канал в Красное море, далее через Баб-эль-Мандебский пролив в Аравийское море. А там можно идти в порт Мумбай (Индия) или, обогнув Индийский полуконтинент, отправиться в Китай, далее в Японию и куда угодно.

    Этот маршрут далеко не идеален. Главная проблема – Суэцкий канал. Стоимость прохода большегрузного судна может составлять от 160 тысяч до одного миллиона долларов и даже выше. С 1 мая 2022 года тарифы на перевозки нефти через Суэц выросли еще на 15%. В общем, цены постоянно растут. А еще случаются пробки, как, например, в прошлом году, когда севший на мель контейнеровоз Evergreen Ever Given парализовал судоходство. Из-за высоких цен и риска пробок перевозчики порой предпочитают отправлять суда по более длинному маршруту, в обход Африки. Однако Суэцкая магистраль остается основной, в силу не только экономических, но и политических причин.

    Суэцкий канал был открыт в 1869 году и до 1956 года фактически принадлежал Англии. Когда президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал канал, Франция, Англия и Израиль немедленно вторглись в Египет, чтобы защитить там демократию. Но война закончилась ничем, канал остался за Египтом, его постарались расчистить и поскорее открыть. Слишком он важен для мировой торговли. Однако деньги за эксплуатацию канала не дают покоя американцам. В 2011 году они изъяли у Египта 70 млрд долларов, якобы найдя их на счетах президента Мубарака, которого они свергли и посадили в тюрьму. Ну, как всегда.

    Фото:  Jonas Walzberg/dpa/Global Look Press

    И всё же евро-азиатский торговый путь позволял Европе сохранять политическое и экономическое доминирование в Евразии, благодаря роли европейских портов перевалки, таких как Гамбург. Мы почувствовали это сразу, когда «санкции» отключили нас от главной магистрали, от этого Гольфстрима мировой торговли.

    Ранее товары в Россию доставлялись очень часто следующим путем: океанское судно – контейнеровоз какой-нибудь компании вроде Maersk – загружалось, например, в китайском порту Циньдао и шло до Гамбурга. В Гамбурге контейнеры выгружались и распределялись по местам назначения. Контейнеры для России подхватывало фидерное судно и везло в порт Санкт-Петербурга.

    С началом санкционной войны этот маршрут был нарушен. Maersk перестал брать контейнеры для России. Даже если другая океанская линия привозила наши грузы в Гамбург, порт не выпускал их из Гамбурга в Санкт-Петербург. Европа без тени сомнения злоупотребляет всеми своими преимуществами, возникающими у нее потому, что она контролирует морские линии и порты перевалки. Этого следовало ожидать – и рано или поздно что-то такое должно было произойти.

    Поэтому еще с 2002 года мы с Ираном начали разрабатывать проект новой торговой магистрали «Север-Юг». Когда этот путь заработает, Европа останется за бортом, а владельцы грузов встанут в очередь, чтобы повезти товары нашей дорогой. По новому пути грузы пойдут из порта Санкт-Петербурга на юг через территорию России до Астрахани, порта на Каспийском море. Для этого может использоваться система железнодорожных путей и автомобильных дорог. Но не только. Между прочим, у нас есть Волго-Балтийский водный путь, единая система водных коммуникаций, соединяющая Балтийское и Каспийское моря. 

    По Каспийскому морю грузы могут идти до Баку или далее к Ирану, который владеет южным побережьем Каспия. Потом грузы надо доставить к иранским портам на Арабском море (например, к порту Чабахар), из которых суда выйдут до Мумбая или дальше в Юго-Восточную Азию. По подсчетам Индийского регистра судоходства, таким образом сократится время в пути из Европы до Индии с 45-60 дней до 23 дней, уменьшатся и затраты на перевозку.

    Это будет революцией в международной торговле. И автоматически запустит процесс смены исторических вех. Европа больше не сможет диктовать свои условия. Где Европа? Она останется сбоку. Товары будут идти через Россию и Иран в Индию и Китай, а из Индии и Китая – в Иран и Россию.

    Европа, если захочет, сможет попросить нас подключить ее к новой торговой магистрали «Север-Юг», где порт Санкт-Петербург займет место обанкротившегося Гамбурга. А мы, может быть, подключим. Но если на Западе будут вести себя не так, как нам надо, то можем и отключить. Ровно так же, как сейчас Россию отключили от евро-азиатской магистрали. Ведь мы были только подключены к ней боковой веткой Гамбург – Петербург.

    После полноценного запуска магистрали «Север-Юг» через Волго-Балт и Каспий, Евросоюз, скорее всего, начнет приходить в запустение. Такое уже случалось в истории много раз. Международная торговля по тем или иным причинам меняла свои маршруты, транзит товаров мигрировал и вчера еще богатейшие города пустели, разорялись и гибли, и целые государства, и даже целые цивилизации впадали в ничтожество и переставали существовать. Тысячи лет назад подобная катастрофа настигла, вероятно, Мохенджо-Даро, а много сотен лет назад так погибла Хазария. Почти всегда, когда мы видим упадок стран и культур, с этим связано изменение путей торговли. Иногда это причина, иногда триггер, иногда следствие, но связь почти всегда есть.

    Смена торговых маршрутов евразийской и международной торговли назрела давно. Но существующие пути могли протянуть еще многие десятилетия. В силу привычки, в силу инерции, по причине развитой инфраструктуры на старых путях, по политическим мотивам. Однако глупые вожди Европы решили сами докрутить ситуацию: уже больше 40 лет они мучают Иран своими «санкциями», а теперь начали экономическую войну с Россией. Ирану и России не остается ничего другого, кроме как ускорить работы по новой магистрали. А тут еще и Индия очень просит и готова помочь.

    Что ж, Европа сама выбрала свою судьбу. Со времен Шпенглера много говорилось о «закате Европы», но только сегодня ее недалекие лидеры решили ускорить события и закатывают собственную цивилизацию сами, буквально вручную.

    Смотрите ещё больше видео на YouTube-канале ВЗГЛЯД

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •