Взгляд
12 августа, пятница  |  Последнее обновление — 15:58  |  vz.ru
Разделы

Подтирать Еревану сопли больше никто не будет

Ирина Алкснис
Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Самоубийства Армении Россия, конечно, не допустит. Да и Ирану это не нужно. Они сами позволили Штатам использовать себя как запал в российско-ирано-турецком треугольнике – ну и потеряли Карабах. Пока еще не совсем, но исход неизбежен. Подробности...
Обсуждение: 12 комментариев

Как найти ключ к решению проблемы Тайваня

Саид Гафуров
Саид Гафуров, востоковед, доцент Московского государственного лингвистического университета
Воссоединение родины – двух Китаев – вполне может быть целью войны, а просто преподать урок старой ведьме – нет. Подробности...

Американские ВВС беспомощны против России

Владимир Прохватилов
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики
Для чего США перегнали с Аляски в Польшу шестерку своих F-22? Для устрашения. Но может ли напугать «супероружие», которое применить невозможно из-за его непригодности вести бой с равным противником и способного лишь гонять по пустыне партизан в тапочках? Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев

В районе военного аэродрома в Крыму произошла серия взрывов

Во вторник у поселка Новофедоровка – в 30 километрах от Евпатории – на Крымском полуострове произошло несколько взрывов. По информации Минобороны, на военном аэродроме Саки сдетонировали авиационные боеприпасы. По предварительным данным, есть один погибший, также пострадали несколько человек, которые были доставлены в Сакскую районную больницу. Власти установили пятикилометровую зону оцепления в Новофедоровке
Подробности...

В подмосковной Истре сгорел склад интернет-магазина Ozon

В истринском районе Подмосковья сгорел склад интернет-магазина Ozon – одного из крупнейших в России. В момент возгорания на складе находилось более тысячи человек. По предварительным данным, в результате пожара погиб один человек, еще 13 пострадали. Местонахождение 20 человек остается неизвестным. По одной из версий, причиной возгорания мог стать поджог
Подробности...

В Петербурге прошел парад в честь Дня ВМФ

В Петербурге и Кронштадте прошел Главный военно-морской парад страны, в нем участвовали более 40 кораблей, катеров и подлодок, а также более 3,5 тыс. военнослужащих. Мероприятие было приурочено к 326-й годовщине Военно-морского флота России
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Северная Македония отозвала согласие на учреждение поста почетного консула России

    Главная тема


    Европе придется поставить Польшу на место

    серьезные потери


    В Минобороны сообщили об уничтожении двух тысяч украинских военных под Соледаром

    схема вывоза


    На Украине пожаловались на бегство призывников на подконтрольную России территорию

    «умирать за Зеленского»


    Власти Запорожья заявили о боях местных жителей с заградотрядами ВСУ

    Видео

    война будущего


    Как беспилотники открыли новую эпоху в военном деле

    новая эмиграция


    Латвия увидела опасность в российских оппозиционерах

    запрет на въезд


    От ненависти к России Европа предает свои главные ценности

    стратегические вооружения


    Цинизм помешал Пентагону посмотреть на секретные объекты РФ

    НАСТОЯЩАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ


    Как Россия восстанавливалась после краха СССР

    готова сражаться


    Владимир Можегов: Венгрия выбрала Чака Норриса вместо трансвеститов

    пропагандировать и продвигать


    Игорь Караулов: В сфере культуры не стоит копировать Украину

    проект-300


    Герман Садулаев: России пора вернуть свое небо

    на ваш взгляд


    Надо ли запретить въезд в Россию гражданам Латвии и Эстонии в ответ на санкции против россиян?
    Евгений Фатеев

    Русские украли у всего мира собственное искусство

    Евгений Фатеев
    Руководитель Екатеринбургского отделения Русского художественного Союза
    1 ноября 2021, 09:20

    Очень важным элементом русского мира, как некого цивилизационного хозяйства, является присутствие русского и советского искусства в зарубежных собраниях. Много ли русского искусства за рубежом? Немного. Оно безусловно есть, но все главные образцы русского искусства, за редчайшими исключениями, живут дома. Почему? Быть может потому, что русское искусство не очень хорошее, вторичное, неоригинальное, неконвертируемое? Отнюдь нет.

    Просто русские в свое время украли у всего мира собственное искусство. Мы не сумели создать рынок собственного искусства. Даже в 19-м веке, когда Третьяков и царское семейство, соревнуясь между собой, забрали с арт-рынка все самое главное и значимое. И даже в начале 20-го века этот рынок только начал складываться, но случилась Великая Октябрьская революция, которая приземлила русское искусство в огромное множество государственных собраний. Сегодняшним коллекционерам достаются скудные крохи с барского стола русского искусства. Все главное навечно осело в государственных музеях.

    Сами же мы в нашей стране наговорить, нагулять, надумать некую необходимую символическую капитализацию собственному искусству не можем. Наше искусство лениво и неамбициозно. Что-либо продвинуть в мире оно не способно. Какое там в мире! Оно не способно продвинуть собственное искусство в собственной стране. В этом вся проблема.

    А с отечественным искусством все в порядке. Никакое оно не вторичное. Если вывести за скобки удивительную и невероятную русскую иконопись и говорить только о новой, по западным лекалам, истории русской живописи, то она перестала быть догоняющей Европу почти сразу. Почти сразу случились две странные аномалии – два художника, Матвеев и Никитин, которые начали выдавать шедевры портретной живописи, что особенно ощущается на фоне пришлых второстепенных иностранных художников Россики.

    Потом случился недолгий период ученичества у тех же иностранцев, и уже скоро на Олимп вознеслись два настоящих гения – Рокотов и Левицкий, которые абсолютные, великие и равные самым прославленным мастерам портрета в тогдашней Европе. Собственно, начиная с этих двух гениев, мы стали равными Европе, никого не догоняли, во многих жанрах были оригинальными и новаторскими. Еще поискать в европейском романтизме кого-то, кто так же рисовал женщин, как великий Боровиковский.

    Фото: Андрей Любимов/Агентство «Москва»

    В пейзаже после общеевропейского провала 18-го века мы очень резво выстрелили. Европейского значения новаторами пейзажа стали Щедрин и Мартынов, Алексеев быстро догнал Европу в жанре ведуты. Ну а Иванов в пейзаже вообще выдал нечто особенное. Великий Воробьев представил невероятно поэтические ситискейпы (городские пейзажи). Мы вполне достойно смотримся в романтическую эпоху. Наш салонный академизм выдал мощнейших технарей и придумщиков. Наше передвижничество – это вообще нечто особенное. А марины Айвазовского? Из всех провинциальных импрессионизмов – русский, наряду с американским – лучший в мире. У нас был очень мощный ориентализм, заметный историческо-нарративный вестернизм. Ну а русский авангард позволил нам вообще обогнать весь мир, выдав первую абстракцию. А советское искусство – это вообще полет к звездам.

    Повторюсь, с русским искусством все в порядке. И нам просто необходимы политики по продвижению его во внешнем мире. Такого рода политики – это вообще тема для большого и профессионального разговора. Но для таких политик у нас есть некоторое количество форпостов, завоеванных плацдармов, с которыми мы почти не работаем. Пусть русского искусства и немного в мировых музеях, но оно все равно есть.

    Например, вы знаете, что в галерее новых мастеров государственных музеев Дрездена есть пусть и небольшая, но вполне достойная коллекция советского искусства. Она хранится в запасниках. А ведь можно постараться мотивировать разместить это искусство на постоянной экспозиции. Можно привезти из России роскошную выставку советского искусства для продвижения этих мастеров, можно профинансировать реставрацию этих картин.

    Или можно начать системную работу с американским «Метрополитен-музеем», в котором уже сложилась вполне себе коллекция русского искусства, которое музей в своих каталогах почему-то относит к Азии. Кстати, с этим очень важно разобраться. Нам вообще не хватает осознания значимости работы с классификациями и рубрикаторами. Мы не понимаем, что это тоже управление. Русское искусство в «Метрополитене» довольно скудно экспонируется. И вполне можно было бы поддержать его выставками. Их вполне достойную коллекцию Айвазовского можно было бы раскрутить эффектнейшей выставкой. И Кустодиева. И Репина. И Родченко. Кстати, усилия классификации нужны и для очень немногих образчиков русского искусства в парижском Лувре – там Левицкий висит в зале северной живописи, соседство со шведом Росленом вполне достойно, но дискуссия просто необходима. Прежде всего нам необходима.

    Один из главных шедевров тульского художественного металла 18-го века находится в лондонском музее Виктории и Альберта. И здесь тоже возможны и выставки, и вообще организация целого русского зала вокруг, стержнем которого должен стать роскошнейший тульский камин.

    Нам нужны какие-то особенные программы сотрудничества с мадридским музеем Тиссена-Борнемисы, с венской «Альбертиной», Городским музеем Амстердама, музеем Людвига в Кельне, в которых хранится много русского искусства. И было бы неплохо проверить, все ли русские автопортреты находятся на экспозиции в галерее Уффици.

    Нашим искусством, даже если оно юридически давно не наше, тоже надо управлять. Это тоже наша «мягкая сила». Очень мощная мягкая сила. И это все при том, что про советское искусство по большому счету мы еще и не начинали говорить.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •