![]() |
Сейчас жизненно важно быть оптимистами
Герман Садулаев
|
15 апреля 2020, 17:45 |
Ограничительные меры, принятые в связи с угрозой эпидемии, не создали, но выявили ряд проблем в нашем обществе.
Первая. Значительное число семей в России не имеет совсем никаких накоплений на черный день. Люди живут «с колес», что сегодня заработали, то и проели. Это неправильно. Семья нужна в том числе и для того, чтобы обеспечить каждому человеку «подушку безопасности», подстраховать от жизненных неудач, а если у семьи совсем ничего в загашнике нет, то такая семья, можно сказать, не состоялась.
И в этом виновато не только общество, не только государство и проклятый капитализм, но и сами основатели семьи, мужчины и женщины. Здесь я говорю не про тех, кто тяжело работает за гроши, кому и в «легкие» времена трудно жить, кто физически не может ничего откладывать про запас, а о других, чей уровень потребления вполне приличен, кто едет с модным гаджетом на хорошей машине, а наличных в тумбочке – ноль.
Вторая. У частного бизнеса тоже нет никаких накоплений, никаких резервов, никакой «подушки безопасности». Потому что наш бизнес живет не с прибыли, а с оборота. Накопленной прибыли нет, есть накопленные убытки. Как только прекращается приток живых денег, моментально начинаются трудности. Казалось бы, остановили работу, ну и что? Доходов нет, но и расходы уменьшились. Можно какое-то время протянуть. Оказывается, нельзя. Возьмите, например, фитнес-клубы. Некоторые сети уже жалуются и грозят закрытием, тренеры увольняются и так далее.
Почему? Ведь клиенты заплатили вперед, купив годовые абонементы! И в этой цене должны быть и зарплаты тренеров, и содержание залов. На самом деле, нет. Текущие расходы оплачиваются новыми продажами абонементов, а как только абонементы перестают покупать, денег на зарплаты и содержание залов сразу начинает не хватать, потому что все «предоплаты» потрачены раньше таким же образом.
![]() |
Что это за бизнес такой? Пирамида. Почти весь наш частный бизнес показывает критическую зависимость от оборота, от поступлений новых доходов, то есть в той или иной степени является версией обманной «инвестиционной пирамиды», а не настоящим делом. Это, конечно, не про всех, но про очень и очень многих.
Третья. Наше бизнес-сообщество и общество в целом обнаружило критически низкий уровень солидарности. Когда закрылись заведения общепита, услуг, офисы, расположенные в арендованных помещениях, было бы просто нормально, если бы все арендодатели, пускай и частные собственники, объявили арендные каникулы, отказались от взимания платы за месяц либо снизили оплату до минимума.
Это простая человеческая солидарность плюс дальновидность. Но многие собственники протестуют, крича: кто нам возместит? Что вам возмещать? Ваши сверхдоходы от владения недвижимостью? Паразитическую ренту? Вы ничего не делаете, берете деньги просто за то, что у вас есть деньги, аккумулированные в недвижимости.
Вы точно не первые в списке нуждающихся. Государство должно помогать не «бизнесу», а конкретным людям, особенно социально незащищенным слоям населения: многодетным семьям, инвалидам, безработным. Бизнес должен помочь себе сам, для этого и нужна солидарность. В лихую годину жирный может пожертвовать чуточкой своего жирка, чтобы худой не помер с голоду. Если сейчас все разорятся, кому вы будете сдавать свои помещения?
Государство на самом деле призвало общество к солидарности, когда рекомендовало отправить работников в отпуск с сохранением заработной платы, государство само подало пример, дав льготы по аренде госимущества, предоставив отсрочку страховых взносов и так далее. Но не все принимают этот сигнал. Кто-то не может, а кто-то и не хочет проявлять солидарность, живет по принципу «умри ты сегодня, а я завтра». Ни к чему хорошему это привести не может.
Четвертая. Возможно, корневая проблема. Нам всем не хватает оптимизма. Я не верю в сказочки «позитивной психологии» вроде «думай о хорошем и случится хорошее», «верь в лучшее и лучшее произойдет» и так далее. Это не работает. Нигде. Кроме экономики. Как ни странно, но именно в экономике и только в ней, в самой прагматической сфере человеческой деятельности, прекрасно работают сказочки «позитивного мышления». Экономический оптимизм, пусть и безосновательный, сам по себе является достаточным поводом и основанием для роста экономики. А экономический пессимизм, даже если причины его окажутся ложными, способен угробить любую финансово-экономическую систему в отсутствие каких бы то ни было объективных причин для кризиса. Пессимизм – это и есть кризис.
Потому и накоплений нет, и инвестиций, и прибыль изымается и потребляется быстрее, чем зарабатывается. Из-за нехватки оптимизма. Казалось бы, оптимист будет бездумно тратить (завтра заработаю еще), а пессимист будет откладывать в кубышку. В действительности, наоборот. Пессимизм, неверие в стабильность экономической и политической системы, в социальный мир, побуждает людей потреблять здесь и сейчас. А разумный здоровый оптимизм говорит: не надо жрать как не в себя. Жизнь кончается не завтра. Успеем еще. Лучше сделать долговременные вложения. Будущее обязательно наступит.
У нас в России все идет от государства. Поэтому государство может и должно постараться «заразить» население оптимизмом. И одних слов мало. Народ слова слушает, а смотрит на дела. Так получилось, что ни домохозяйства, ни бизнес своих накоплений не имеют. «Кубышка» у нас на всех одна, в бюджете. Туда мы складывали свои богатства, трудом и налогами наполняли. Такая была налоговая политика, бюджетная политика, чтобы не тратить, а собирать. Собрали. Теперь если власти будут спокойно, без истерики, тратить, не допуская провалов в социальной политике, не снижать, а увеличивать помощь, то народ увидит: действительно верят, что все будет хорошо. И тоже поверит. И все будет хорошо.