Итак, план украинской блокады Новороссии, предварительно озвученный Яценюком, получил свое окончательное подтверждение в заявлениях Порошенко.
Только лишь две бывшие области столь же бывшей теперь Украины тогда выдавали «на гора» больше четверти тогдашнего украинского экспорта
Несмотря на всю фантасмагоричность плана «выдавливания из себя ватника и колорада по частям» – он принят к реализации на оставшейся части Украины.
К чему он приведет? Попробуем посчитать последствия, хотя они, в общем-то, очевидны и без цифр. Но цифры помогут нам оценить всю глубину той ямы, в которую затягивают страну свидомые.
Итак, в благословенный 2013 год, когда массовые скакания на майданах и улицах украинских городов еще не имели столь широкого распространения, когда танки еще не били прямой наводкой по жилым домам и заводам в своей стране, ситуация с экономикой Украины выглядела приблизительно вот так.
Как видите – только лишь две бывшие области столь же бывшей теперь Украины тогда выдавали «на гора» больше четверти тогдашнего украинского экспорта.
Кроме того, надо учесть, что во многом «надут» и экспортный показатель города Киева – столица страны ничего толком не производила, а лишь осуществляла таможенное оформление различных грузов, следующих с различных заводов с востока бывшей Украины на благословенный европейский Запад.
Поэтому я бы, если честно, уполовинил 19,1% киевского «экспорта», если вы оптимист, и снизил бы показатель Киева до 3,1%, как у Киевской области – если вы все-таки пессимист.
Безусловно, киевские столичные лавки оформляли грузы со всех городов и весей, и объем чисто донецкого и луганского экспорта был отнюдь не 100%, но, рассуждая опять-таки в категориях пропорций, можно четверть киевского «бумажного экспорта» тоже приписать к Донецку и Луганску.
Получится где-то еще от 2% до 4% от общестранового экспорта в дополнение к декларациям Донецка и Луганска – что выводит нас на 27–29% от экспорта Украины за 2013 год.
Почему я говорю об экспорте? И почему я не говорю о бюджете, которым так часто любят тыкать в нос Донбасс?
А вот почему.
Это – доля областей в трансфертах общегосударственного бюджета.
Поясню для тех, кто не в теме, что это такое. И чем занималась украинская власть под видом «трансфертов».
Сразу же вы видите интересный факт – Донецк и Луганск получают непропорционально много трансфертов! Больше трети от всех бюджетных денег. Почему?
Ответ опять-таки состоит в экспортной ситуации и в особенностях экспортного налогообложения.
По украинскому законодательству, бездумно скопированному с лекал «чикагских мальчиков» в начале 1990-х, все украинские товары облагались НДС. Исключение делали только для некоторых видов лекарств и медицинского оборудования – все-таки на здоровье и на жизни предпочитали пока не зарабатывать (хотя тут все еще впереди).
НДС по своей сути налог централизованный и сложный к учету – и единственным его центром был опять-таки назначен город Киев, который и призван был отслеживать все цепочки и производить детальный расчет НДС.
При этом НДС, как я уже сказал, облагалась по ставке в 20% вся экономика страны. Вся добавленная стоимость, если что.
Эдакий меганалог, от которого никак не спрятаться.
И не надо мне рассказывать про всякие «цепочки НДС». Ситуация с НДС подобна сифилису в узком кругу – как бы ты ни старался от НДС избавиться, в любом акте твоей продажи чего-либо этот проклятый НДС все равно будет сидеть.
За одним интересным исключением.
Экспорт.
Экспортные товары при расчете НДС не учитывались. Если прибавленная стоимость вывозилась из страны – это был кайф. Поэтому-то «чикагские мальчики» и настаивали на освобождении от НДС любого экспорта. Такой меганалог (20%!) очень быстро отрубал все длинные производственные цепочки, побуждая экономических агентов порождать экспорт вида «что с земли вылезло или с дерева упало – то все и на экспорт».
Именно такие цепочки смог очень эффективно наладить Донбасс. Классика жанра тут, конечно же, «уголь-кокс-руда-чугун-слябы». Два ингредиента, три процесса – и вуаля! Готовый сляб уходит на экспорт, порождая «кредит НДС».
Обязательства страны к уплате взад только что изъятого из предприятия НДС. Конечно же, части (зарплата в НДС не входит – и это еще одна головная боль внутренних экономических агентов – зарплаты тоже облагаются меганалогом по ставке в 20%).
Уплата взад? От Украины? Вы в какой стране, товарищи?
«Возврат НДС» осуществлялся в «этой стране» всегда через одно место. То самое, заднее. Обычная ставка возврата составляла 50% (половину НДС просто надо было занести назад, в чемоданах в киевские кабинеты), но в середине 2013 года я уже услышал чудесное: можно было «легко договориться», если ты давал себя ограбить на 60%. Или даже – на 70%.
Отсюда и такой объем «трансфертов» на Киев и на Донбасс – именно ими отмывались схемы НДС, которые потом, подобно грибам-поганкам, вырастали в особняки на печерских холмах и в элитных районах Донецка.
Итак, потеря Донбасса. Минус – треть экспортной экономики Украины. Той самой, которая что-то значит для окружающего мира. Минус убыточные шахты, минус пенсионеры Донбасса.
Но одновременно и минус 75% добычи угля (своего, того самого, убыточного, которого можно было прикупить за 80 баксов пучок тонна). И поэтому теперь уголь надо покупать у ЮАР. Или – у России. Уже за 120 баксов за тонну. И то – если продадут за отсутствующую валюту.
Потому что, как мы помним – минус треть экспортной экономики.
Из хорошего. Меньшие трансферты для Донбасса за шахты (они же все равно убыточные! Лучше пусть уголь вырастет в цене на 50%!), меньше трансферты на НДС (зато пилить будет чиновникам будет нечего!).
Ну и, конечно же, минус пенсионеры Донбасса.
Захарченко и Плотницкий как лидеры Донбасса требуют честно заработанное пенсионерами Луганска и Донецка.
Однако Порошенко и Яценюк в рамках своей дебильно-коричневой системы мира считают, что славный город Киев поступает правильно, украв у пенсионеров Луганска и Донецка их пенсионные накопления, которые они отчисляли в украинский бюджет на протяжении последней четверти века.Что в итоге сделает Донбасс?
Разумно, если он сделает следующее: просто уведет свой кусок бывшего украинского ВВП в автономное плавание. И уведет с собой и «убыточные» шахты (налетай на уголек по 110 баксов вместо прошлых 80, подешевело!), и треть бывшего украинского экспорта (что, валюты на уголь нет? Не знаю, не знаю... Может – поскакать?) и, так и быть, создаст свою независимую финансовую и налоговую систему, чтобы самому кормить своих пенсионеров и бюджетников.
Ну а то, что Порошенко и Яценюк не осуществляют вымышленную «блокаду Донбасса», а только увлеченно пилят собственную страну впредь от каких-либо действий ДНР и ЛНР – так это приведет лишь к тому, что именно их страна распадется первее первого.
Ну а Донбасс как раньше и работал на «коротких цепочках», ориентированных на экспорт – так на них он и продолжит строить свое будущее. Лучшего подарка для России и для Донбасса и выдумать-то сложно.
И индикатором того, что перчатка принята и поднята – будет собственная валюта Донбасса. Тугрики или рубли – уже не важно.
Источник: Блог Алексея Анпилогова