Дмитрий Самойлов Дмитрий Самойлов Если «список Эпштейна» существует, то последние времена наступили

Снова допросы Клинтонов, обыски в особняках, фотографии со знаменитостями. Почему всю западную элиту объединяет не какой-то невероятный финансовый секрет, а именно ядовитый туман педофилии?

4 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Днепр станет последним рубежом обороны ВСУ

Этой зимой российские войска могут быть под Киевом. Сходные, но не столь конкретные оценки звучат из уст ряда западных экспертов, которые полагают, что потери ВСУ ведут к их обескровливанию, и наступление российских войск уже не остановить.

7 комментариев
Евгений Крутиков Евгений Крутиков Пашинян едет в Америку капитулировать

Алиев получит не просто доступ в Нахичевань – Азербайджану откроется беспрепятственный маршрут в Турцию и новый инструмент давления на Армению. А главное – ключевой ресурс для реализации проекта «Западного Азербайджана».

19 комментариев
6 августа 2025, 12:45 • Экономика

Россия покажет Западу свое авиационное превосходство

Россия покажет Западу свое авиационное превосходство
@ Нина Падалко/РИА Новости

Tекст: Ольга Самофалова

В августе состоится первый полет полностью импортозамещенного самолета МС-21, самого популярного в мире типа лайнера. Это совсем не то, что ожидал Запад, когда вводил санкции против проекта – задолго до 2022 года. Такой полет станет символом независимости России от двух мировых авиационных гигантов – Boeing и Airbus.

В августе состоится первый полет полностью импортозамещенного пассажирского самолета МС-21, сообщил глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов на встрече с главой правительства Михаилом Мишустиным. Одна из главнейших задач компании на данный момент – производство гражданских самолетов, подчеркнул Чемезов.

«Если говорить про МС-21, то более 70 систем и агрегатов уже произведены, наши российские импортозамещенные. В августе уже взлетит полностью импортозамещенный самолет. Сегодня пока летает частично импортозамещенный. И надеюсь, что до конца 2026 года мы завершим сертификационные полеты и начнем уже серийно производить наши самолеты», – рассказал глава Ростеха.

Он недавно посетил иркутский авиационный завод, где завершилась сборка МС-21. «14 фюзеляжей практически уже готовые стоят, девять еще в стадии доработки», – уточнил Чемезов.

«Запуск первого полностью импортозамещенного пассажирского самолета МС-21 в августе – важный прорыв для российской авиационной промышленности, результат масштабной научно-технической работы и координации промышленности в условиях жестких внешних ограничений», – говорит Дмитрий Евдокимов, научный сотрудник лаборатории количественного анализа экономических эффектов Института Гайдара.

Запад испугался появления российского самолета еще в 2018 году. МС-21 позиционировался как реальный конкурент американским Boeing и европейским Airbus. Более того, по ряду параметров он даже превосходил западных соперников. И этим навлек на себя первые санкции еще в 2018 году. Как только весной 2021-го взлетел второй летный экземпляр МС-21, а отечественный двигатель ПД-14 для него прошел сертификацию, от Запада сразу последовали ограничения. Удар был нанесен по технологической изюминке самолета – композитному «черному» крылу, который производился на ульяновском «Аэрокомпозите». Благодаря этой технологии самолет смог улучшить характеристики по сравнению с конкурентами. Однако Запад запретил поставки смолы из Бельгии (Solvay) и углеволокна из Японии (Toray).

Это стало причиной переноса срока коммерческой эксплуатации самолета с 2020 года. Однако Россия не остановила проект, а продолжила решать проблему. К разработке собственных отечественных композитов на замену импортным подключился Росатом в 2019 году, и уже в 2021-м российская компания начала отгрузку первых комплектов композитных материалов для самолета МС-21.

Однако в декабре 2020 года США вводят экспортные ограничения на поставку продукции двойного назначения в Россию (и другие страны) – и под санкции попадает почти весь отечественный авиапром. Это снова привело к задержке проекта МС-21 на два года. Но главное, что уже тогда стало понятно: Вашингтон может в любой момент остановить поставки любых компонентов и агрегатов для отечественных лайнеров. Поэтому Россия еще тогда начала с большим усилием заниматься импортозамещением.

В 2022 году полномасштабные санкции стали реальностью. Тогда Россия утвердила новую программу развития авиаотрасли до 2030 года с целью обеспечить технологический суверенитет в авиатранспортной отрасли страны. Теперь речь зашла о полном переходе МС-21 и других российских лайнеров на отечественные комплектующие. Кооперации с Западом пришел конец.

Наконец, Россия демонстрирует Западу, что свергнуть ее с авиационного Олимпа оказалось не так-то просто. Этой весной впервые совершил полет полностью отечественный самолет SJ-100 с российскими двигателями ПД-8. И вот теперь на очереди МС-21. Это новый уровень достижения не только потому, что ни одна страна в мире еще не создавала сама, без кооперации, полностью отечественный самолет с собственными двигателями, но и потому, что МС-21 – это более современный лайнер, чем SJ-100. Плюс это самый популярный и востребованный в мире тип самолета. Это тот случай, когда Россия не догоняет, а оказывается наравне или даже выше мировых лидеров.

«Санкции против проекта МС-21 вылились в значительные издержки, в первую очередь временные, в издержки на разработку и локализацию производства поставок, которые ранее шли из-за рубежа. Однако их следует воспринимать не как безвозвратные потери, а как инвестиции в российскую промышленность»,

– говорит Евдокимов.

Россия нашла и внедрила альтернативные компоненты, развила производственные и инженерные компетенции в различных областях авиастроения. «Импортозамещение на МС-21 было особенно сложным по части композитных материалов и авиадвигателей – здесь российские инженеры действительно совершили качественный рывок, заменив высокотехнологичные зарубежные компоненты на собственные разработки. Немаловажная работа была проведена также и в части электронных и навигационных систем самолета», – отмечает Евдокимов.

Что означает полностью импортозамещенный самолет? Это означает использование агрегатов и комплектующих, произведенных в России либо на лицензированных производствах, включая технологическую кооперацию с дружественными странами, но с контролем и сборкой на отечественных мощностях, поясняет эксперт.

«Полет полностью импортозамещенного МС-21 – это успех года. Ведь первый дедлайн был еще в 2023 году. Но тогда часть узлов и деталей оставались все еще импортными. Однако смещение сроков для главнейшей задачи – создания полностью отечественного самолета – совершенно себя оправдало. Если в МС-21 уже более 70 сложных систем и агрегатов производятся в России, то налицо мастерство производителей, которые могут запустить полноценное серийное производство», – считает Александр Тимофеев, доцент кафедры информатики РЭУ им. Плеханова.

«В мировом авиастроении практически не встречаются проекты полностью независимые от иностранного импорта, поскольку авиационные технологии требуют высокой специализации и глобальных цепочек поставок, поэтому в условиях открытых рынков эффективнее импортировать готовые компоненты», – говорит Евдокимов.

«Абсолютно всё импортозаместить не способно ни одно государство в мире. К примеру, известный Boeing-747 в зависимости от модификации имеет от 3 до 6 млн отдельных деталей. И, по разным оценкам, в «Боингах» от 5 до 30% деталей полностью импортные.

И тот же Boeing имеет филиалы и большое сотрудничество с компаниями Китая и ЕС. И России отказываться от подобной практики – ввозить какие-то агрегаты, собранные в других странах, – не стоит. Сама сборка пассажирского самолета – тоже непростое занятие и занимает от 45 дней», – говорит Тимофеев.

«Проект МС-21 необходим для поддержания технологического статуса страны, ее готовности выпускать различные летательные аппараты. Также этот лайнер ждут отечественные авиаперевозчики, многие из них уже заключили контракты на его поставку», – говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».

Главным заказчиком МС-21 является группа «Аэрофлот», которая запланировала приобрести 200 таких самолетов. На июнь 2025 года «Аэрофлот» уже заказал 18 самолетов МС-21, еще по 90 лайнерам твердые контракты будут заключены до конца 2030 года. Оставшиеся 92 МС-21 должны будут поступить в парк перевозчика до конца 2032 года.

По информации на 5 августа 2025-го плановый объем производства МС-21 составит 72 единицы в год к 2029 году. Серийный выпуск обычно набирает обороты постепенно, удваивая количество собранных самолетов каждый год.

«Импортозамещение способствует развитию в стране разных компетенций и производств, снимает зависимость от поставок иностранных деталей и узлов, а также способствует снижению стоимости продукции, ведь комплектующие производят в стране», – заключает Баранов.