Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

23 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
6 марта 2025, 08:48 • Экономика

Авторынок в России ждет шоковый год

Авторынок в России ждет шоковый год
@ Виталий Тимкив/РИА Новости

Tекст: Ольга Самофалова

Продажи новых автомобилей в России серьезно рухнули в феврале – сразу на четверть, на дилерских складах наблюдается затоваривание. Этот год может оказаться одним из самых худших – предпосылок для оптимизма практически нет. Беспочвенные надежды россиян на возвращение в страну западных автомобильных брендов, по мнению участников рынков, только вредят. Стоит ли ждать снижения цен на машины, которые так плохо продаются?

Февраль стал для автомобильного рынка провальным. Даже в январе, когда из-за долгих праздников продажи традиционно падают, отмечался рост реализации аж на 9% по сравнению с январем 2024 года. Но в феврале продажи рухнули сразу на четверть – до 80,5 тыс. штук. Тренд на снижение продаж на российском авторынке в ближайшие месяцы сохранится, но по-прежнему сохраняются и надежды на позитив во втором полугодии, заявляют в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

«Февраль подтвердил прогнозы участников рынка на первое полугодие 2025 года. Такие факторы, как выросший утилизационный сбор, высокая стоимость кредитов и снижение их доступности, а также изменения в налоговой системе привели к сокращению объема продаж на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», – прокомментировал ситуацию на авторынке глава комитета производителей АЕБ Алексей Калицев. В ближайшее время тренд на сокращение продаж, по его мнению, сохранится.

При этом он начался еще в прошлом году. В ноябре и декабре продажи просели почти на 30%, посчитали в ассоциации «Российские автодилеры».

«В первую очередь это последствие жесткой денежно-кредитной политики Центрального банка РФ, что привело к существенному снижению объемов автокредитования. Плюс высокие ставки по депозитам стимулируют переход населения к сберегательной модели поведения», – говорит Андрей Терлюкевич, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр».

Ранее каждый второй автомобиль покупался в кредит. Однако теперь ставки по кредитам начинаются от 24%, и многие покупатели обоснованно не готовы заходить в такую долговую кабалу.

«Новости о возможном возвращении ушедших брендов, к сожалению, дезориентируют покупателей, вызывая ложные надежды через ностальгию о возврате «как было раньше». Реальность такова, что без локального производства любой массовый бренд в ближайшее время не сможет быть конкурентным на нашем рынке. Маловероятно, что потребитель будет готов переплатить за свою любовь к «вернувшемуся бренду» 30%, которые составит разница в утильсборе», – говорит Терлюкевич.

Между тем цены на те автомобили, которые имеются на рынке, продолжают расти. «В начале января 2025 года свои прайсы обновили сразу девять автоконцернов: АвтоВАЗ, Chery, EXEED, Great Wall, Haval, JAC, Sollers, TANK и WEY. В среднем автомобили стали стоить дороже на 50–500 тыс. рублей», – говорит Ольга Кириллова, коммерческий директор ГК «Альфа-Лизинг».

Автомобили дорожают не только следом за инфляцией, но и из-за утилизационного сбора, введенного в октябре 2024 года. А с 1 января 2025 года утильсбор увеличился за счет корректировки коэффициентов в зависимости от объема двигателя и типа транспортного средства.

Кириллова считает, что главным стимулом роста цен на новые авто стал рост курса доллара – валюты, в которой производятся расчеты с поставщиками.

Падение продаж привело к тому, что на складах автодилеров наблюдается затоваривание: машин скопилось больше, чем обычно, в несколько раз. Однако даже это может не привести к снижению цен на автомобили,

потому что маржа у дилеров невысокая, порой не превышает и 5%, хотя все же возможны распродажи отдельных моделей.

«В марте мы ждем оживление рынка, но демпинговать ценой – это не самый правильный и не самый лучший вариант, потому что кто-то все равно будет генерить в этом случае убытки», – считает Андрей Ольховский, генеральный директор ГК «Автодом».

Ольга Кириллова не исключает, что в апреле–мае 2025 года возможно даже очередное подорожание автомобилей на 10-15%, когда у дилеров подойдут к концу складские запасы моделей, произведенных и поставленных в прошлом году. А машины 2025 года покупают уже по более высоким ценам.

Участники рынка ждут провальное первое полугодие и надеются на улучшение во втором полугодии.

Можно выделить три сценария развития ситуации. Оптимистичный предполагает, что в этом году будет продано столько же новых автомобилей, сколько в 2024 году – 1,6 млн штук. Базовый сценарий предполагает сокращение рынка на 10-20% – до 1,3-1,4 млн штук, то есть меньше на 200-300 тыс. штук. Пессимистичный сценарий означает более глубокое падение на 25-40% – до 1,0-1,2 млн штук, или на 400-600 тыс. штук.

«Ужесточение кредитно-денежной политики сделало недоступным кредитование для некоторых категорий граждан. Плюс рост инфляции и последующее за ним ожидаемое снижение реальных доходов россиян на 1-2% в 2025 году не позволяют дать оптимистичный прогноз по продажам новых автомобилей на этот год. На мой взгляд, уровень реализации в текущем году снизится на 10-15%, или на 184-276 тыс. авто по сравнению с прошлым годом», – считает Ольга Кириллова.

В Ассоциации европейского бизнеса возлагают надежды на выравнивание ситуации и корректировку рынка во втором полугодии за счет поддержки спроса со стороны государства. Поэтому пока считают возможным сохранить ранее озвученный прогноз в 1,4 млн проданных автомобилей в текущем году.

«Пока мы видим короткий тренд на снижение продаж, который ведет нас на уровень продаж в 1,2 млн штук по итогам 2025 года. Март, скорее всего, будет чуть лучше февраля, но не лучше прогноза в 1,2 млн штук в год. Негативная динамика сохраняется исключительно из-за денежно-кредитной политики. Компании инвестировали кредитные средства в шоу-румы и рассчитывали на какую-то рентабельность, а сейчас я косвенно могу оценивать растущие просрочки в факторинговых портфелях специализированных банков», – говорит Андрей Ольховский.

Оптимистичный сценарий может реализоваться только в случае снижения стоимости новых автомобилей за счет возвращения зарубежных брендов, расширения ассортимента и ценовой конкуренции,

говорит Кириллова.

Однако Ольховский считает, что никто из ушедших брендов, не важно какой юрисдикции, не вернется в 2025 году в РФ, так как для этого нет никаких предпосылок и условий. «Конечно, можно формально поставить галочку – зарегистрирована компания «Бренд 1», но в реальности это будет просто галочка. Пока не снимут большинство санкций на автомобильный бизнес, а не только на сами автомобили, никто из больших игроков не вернется в РФ. А если этот процесс начнется, то, к сожалению, рынок еще больше уйдет в минус. Потому что китайские бренды начнут закрываться, а новые не начнут так быстро открываться, потому что новые бренды будут требовать соблюдения стандартов и новых инвестиций», – заключает собеседник.