Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

10 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

38 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
13 января 2025, 14:41 • Экономика

Афганистан грезит о газовых проектах с Россией

Афганистан грезит о газовых проектах с Россией
@ Евгений Софронеев/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Афганистан заявил, что уже в мае на форуме в Казани подпишет контракт с Россией на транзит СПГ в Юго-Восточную Азию. Однако эта новость вызвала недоумение. Какой именно газ мечтает транзитировать Кабул и почему заполучить российский СПГ ему будет очень сложно?

Кабул хочет подписать с российской стороной договор о транзите 50 млн кубометров сжиженного природного газа (СПГ) через территорию Афганистана в Юго-Восточную Азию, заявил РИА «Новости» руководитель Российского делового центра в Афганистане Рустам Хабибуллин.

По его словам, такой контракт Афганистан намерен подписать на предстоящем KazanForum, который состоится в мае. При этом осуществлять транзит возможно газовозами, добавил он. Пробные отгрузки уже состоялись, уточнил Хабибуллин.

Однако эксперты сомневаются, что речь идет именно о СПГ. «Если речь про СПГ, то непонятно откуда он возьмется в Афганистане. Крупнотоннажный СПГ поставляется морем, а выхода к морю у Афганистана нет. Далеко везти малотоннажный СПГ нет экономического смысла. У нас есть малотоннажный СПГ на границе с Казахстаном, но сам Казахстан, по сути, весь этот газ и скупает. Если вести малотоннажный СПГ в криоцистернах через всю Азию и Афганистан, то возникают большие вопросы в экономической целесообразности такого проекта, потому что себестоимость будет огромной. И технически поставки СПГ в криоцистернах на дальние расстояния не предполагаются, так как цистерны будут нагреваться», – говорит Игорь Юшков, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ.

Россия уже и так поставляет свой СПГ с сахалинского завода в Юго-Восточную Азию. Основные объемы отбирают Япония и Южная Корея, остатки уходят в Китай. Плюс 3 млн тонн СПГ уходит в Китай по контракту с завода «Ямал СПГ».

СПГ исчисляется в миллионах тонн, тогда как в новости говорится о 50 млн кубометрах. Но даже если предположить, что это опечатка, и речь шла о транзите 50 млн тонн СПГ, то это очень большой объем, который непонятно откуда вообще возьмется в России.

«Вряд ли речь о 50 млн тонн СПГ, потому что мы столько сейчас не производим всей страной. Сахалинский завод дает чуть больше 10 млн тонн, «Ямал СПГ» – под 20 млн тонн»,

– отмечает эксперт ФНЭБ.

Ранее шли разговоры о том, чтобы построить газопровод в Индию через Азербайджан и Иран чуть ли не на 100 млрд кубометров. «Однако этот проект звучит довольно фантастически. Зачем Ирану пропускать через себя транзитные объемы газа в Индию? Зачастую все заявляемые инициативы в этом регионе являются элементами информационной кампании», – говорит Юшков. Это очень рискованный и дорогой проект без гарантии хорошей цены за газ.

«Единственный сценарий, когда мы могли бы газовозами доставлять СПГ в Пакистан, это если он будет готов купить российский подсанкционный СПГ, например, с «Арктик СПГ – 2». Оттуда летом и осенью отгрузили несколько партий СПГ, которые до сих пор находятся в танкерах посреди моря, и непонятно, куда девать этот СПГ из газовозов», – говорит Юшков. Эти объемы с удовольствием будут проданы, если найдется покупатель, который не побоится попасть под санкции США. Однако для этого транзит через Афганистан опять же не нужен.

Не исключено, что речь все-таки идет не об СПГ, а о сжиженном углеводородном газе – СУГе, который является продуктом нефтепереработки, смесью пропана и бутана.

«Если речь идет о СУГе, то это звучит более логично. По крайней мере, его перевозить проще. Его можно продать и в самом Афганистане, и в Пакистане, где есть автомобили, которые ездят на СУГе, можно использовать и для бытовых нужд», – говорит Юшков.

В последнее время Россия наращивает экспорт СУГ в Азию. Так, за девять месяцев 2024 года поставки этого газа в Афганистан выросли на 40% и достигли 215,5 тыс. тонн. Однако поставки в Афганистан были осложнены тем, что местные партнеры могут расплачиваться только наличными, о чем в декабре рассказывал один из трейдеров.

«Однако вести СУГ дальше в Индию смысла нет – слишком большое расстояние, да и спроса на СУГ там особо нет.

Непонятно, зачем из России тащить СУГ в железнодорожных цистернах через половину Евразии, тем более когда речь идет о таком маленьком объеме, как 50 млн кубических метров. Логичней перевести просто в автоцистернах, а для этого не нужен никакой транзитный договор»,

– рассуждает Игорь Юшков.

В целом любые проекты по доставке нашего газа через Афганистан маловероятны. «Строить специальную инфраструктуру через Афганистан никто не возьмется. Это опасно. Там в каждой деревне будут требовать деньги за обеспечение безопасности, при этом никто эти гарантии безопасности не даст. Там никто не строит трубопроводы, поэтому и «ТАПИ» до сих пор не построен», – заключает Юшков.