Взгляд
28 мая, воскресенье  |  Последнее обновление — 16:12  |  vz.ru
Разделы

НАТО лишает Европу мирного будущего

Алексей Ярошенко
Алексей Ярошенко, политолог
С начала 2000-х годов Россия пыталась создать триединую западную интеграцию, включающую англосакский мир, континентальную Европу и Россию. Но США саботировали все усилия России по нормализации отношений с Западом. Подробности...

Адекватность в Армении победила самолюбие

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Заявления армянского руководства о готовности признать на взаимной основе территориальную целостность Азербайджана не вызвали в самой Армении никаких протестов. Для маленькой страны категоричность уже не является лучшим способом выживания. Подробности...
Обсуждение: 13 комментариев

Экзистенциальная война не терпит заморозок

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Если украинское наступление провалится, то Запад готов перейти к плану «б» – к замораживанию конфликта. Вот только Москву такой вариант не устраивает, ведь она четко понимает смысл этой заморозки. Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев

Санкт-Петербург с размахом отмечает 320-летие

В субботу Санкт-Петербург отмечает 320-летие. За выходные в городе пройдут праздничные мероприятия, центром которых станут Петропавловская крепость на Заячьем острове, где начинался город, а также Сенатская и Дворцовая площади
Подробности...

Разведывательный корабль «Иван Хурс» вернулся в Севастопольскую бухту

Разведывательный корабль «Иван Хурс» вернулся в Севастополь для пополнения запасов. Ранее корабль отразил атаку беспилотными катерами вооруженных сил Украины примерно в 140 км к северо-востоку от пролива Босфор. На Украине утверждали, что «Иван Хурс» якобы сильно поврежден, но эти утверждения оказались ложными
Подробности...

В школах России начались последние звонки и выпускные вечера

По всей России начались последние школьные звонки и выпускные для учеников 9 и 11 классов. В этом году торжества проходят с особым размахом, потому что прошлые три года существовали коронавирусные ограничения. Для многих завершение учебы в школе – это один из самых трогательных моментов в жизни
Подробности...
12:42
собственная новость

В Госдуме подвели итоги реализации нацпроектов в 2022 году

Нацпроекты показали свою гибкость и востребованность в условиях возникших перед Россией вызовов. За счет чего была оказана необходимая поддержка гражданам, отраслям экономики, а также новым регионам России. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал депутат Госдумы Олег Матвейчев, комментируя итоги реализации национальных проектов в 2022 году.
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: В Германии пообещали принять шаги для паритета с Россией

    Главная тема


    Украинское видео об атаке на российский корабль содержит признаки фальшивки

    Россия и США


    Маск задал один вопрос сенатору Грэму, заявившему о вложении денег США в смерть россиян

    заявление милли


    Лавров: Запад сделал шаг к пониманию реальности

    главком всу


    В США заподозрили власти Украины в распространении фейка о Залужном

    Видео

    битва кланов


    Как Зеленский оказался наследником Брежнева

    второй тур


    Главной угрозой для Эрдогана стали курдские резервы

    главком ВСУ


    «Воскрешение Залужного» добавило загадок в украинской политике

    падение экономики


    Германия реализовала план Маршалла наоборот

    отпор врагу


    Российская тероборона готова взять в руки оружие

    желание вернуться


    Максим Соколов: «Почетное звание» иноагента сделалось позорным клеймом

    противостоянии с Россией


    Глеб Простаков: Россия должна дать закипеть антиевропейским настроениям в Польше

    только победа


    Геворг Мирзаян: Экзистенциальная война не терпит заморозок

    карикатура


    Зеленский спел Байдену песню про F-16

    Стратегический транспортный коридор решит две задачи России

    Вице-премьер Александр Новак: Строительство последнего участка МТК «Север – Юг» начнется в 2024 году
    Подписание российско-иранского соглашения о сотрудничестве по созданию в Иране железной дороги
      
    17 мая 2023, 21:41
    Фото: Алексей Большов/ТАСС
    Текст: Дмитрий Скворцов

    Иран и Россия подписали важнейшее соглашение – по достройке железнодорожного участка, который должен обеспечить полное функционирование транспортного коридора «Север – Юг». О масштабе события говорит участие в нем президентов двух стран. Данный железнодорожный отрезок имеет для России колоссальное значение с геополитической и с экономической точек зрения.

    Уже в следующем, 2024-м году Россия и Иран могут начать строительство последнего железнодорожного участка транспортного маршрута «Север – Юг». Об этом заявил вице-премьер Александр Новак по итогам церемонии подписания соответствующего межправительственного соглашения.

    Участок железной дороги Решт – Астара длиной в 162 км должен соединить железнодорожную сеть Ирана с азербайджанской и российской сетями железных дорог. Это даст возможность прямого грузового железнодорожного сообщения от Петербурга (и побережья Балтийского моря) до побережья Персидского залива и Индийского океана.

    «Это большое событие для региона, для всей мировой транспортной инфраструктуры, для наших стран», – сказал участвовавший в церемонии по видеосвязи президент России Владимир Путин. Расширение пропускной способности транспортного коридора (МТК) «Север – Юг» имеет важнейшее значение. Санкции ЕС против России практически заблокировали экспорт страны в западном направлении. Морской экспорт через балтийские порты тоже сталкивается с проблемами. Поэтому прямой выход в Индийский океан (особенно с учетом переориентации российской внешней торговли на Восток) становится для России принципиально важным.

    Официально коридор был запущен еще 20 лет назад, в мае 2002 года. Однако фактически до настоящего момента полноценным образом он не работает.

    Все дело в том, что у коридора имеется узкое место. Между Россией и Ираном нет прямого железнодорожного сообщения. Грузы перегружают на суда и через Каспийское море переправляют в иранские порты, откуда железной дорогой контейнеры следуют на юг.

    Иранские порты на Каспийском море не связаны с железнодорожной сетью страны, а имеющиеся вблизи портов железнодорожные ветки являются однопутными, неэлектрифицированными и с большими уклонами. Это существенно ограничивает провозную способность транспортной инфраструктуры Ирана, повышает стоимость транспортировки и увеличивает время доставки грузов.

    А ведь коридор «Север – Юг» конкурирует с традиционным морским маршрутом вокруг Европы, через Средиземное море и Суэцкий канал, а затем вокруг Аравийского полуострова. И эту конкуренцию он пока проигрывает, потому что перегрузка контейнеров увеличивает время пути. А стоимость железнодорожных перевозок всегда выше, чем перевозок по морю.

    Региональные противоречия

    После Второй карабахской войны Азербайджан (в обмен на обещание сохранить свободный транспортный коридор между Арменией и Карабахом) добился права на организацию Зангезурского сухопутного транспортного коридора. Это – путь между собственно Азербайджаном и Нахичеванской Автономной Республикой – азербайджанским эксклавом, отделенным землями Сюникской области Республики Армения. Для Азербайджана Зангезурский коридор важен и связью между двумя частями государства, и открытием прямого сообщения с Турцией (которая имеет общую границу с Нахичеванской Автономной Республикой).

    Кстати, заинтересованность России в коридоре «Север – Юг» и одновременно союзные отношения с Арменией делают Россию идеальным посредником в этом клубке противоречий. Но у России на этом пути есть и партнеры, и даже соперники.

    16 декабря 2021 года премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев заявили о достижении договоренности о строительстве железной дороги Ерасх – Джульфа – Ордубад – Мегри – Горадиз от пограничного армянского города Ерасх через всю территорию Нахичевани, а затем по армянской территории до расположенного в Азербайджане Горадиза. Маршрут органично подключается к существующим железнодорожным магистралям Азербайджана и Турции.

    Продлению на юг меридионального железнодорожного пути Самур – Баку – Астара создание Зангезурского коридора помешать не должно было. Но это с российской точки зрения. Западные кураторы Турции и Азербайджана пытались с помощью широтного коридора отсечь Россию от Ирана.

    Политическое сближение Азербайджана с Турцией и Израилем рассматривается в Тегеране как враждебное Ирану (Израиль наносил удары по объектам на территории Ирана и проводил диверсионные операции). В ответ Иран поддерживает Армению в ее противостоянии Азербайджану.

    В этом контексте разговоры о возможной экстерриториальности Зангезурского коридора и обеспечении этой экстерриториальности турецкими войсками фактически означают, что Армения будет отрезана от Ирана. Тегеран неоднократно заявлял, что не допустит такого развития событий. В подкрепление своих заявлений он сосредоточил вблизи границы крупную группировку своих вооруженных сил.

    Три маршрута вокруг/через Каспий

    На данный момент коридор «Север – Юг» функционирует в ограниченном масштабе. Перевозка грузов осуществляется по трем маршрутам: транскаспийскому (через порты Астрахань, Оля, Махачкала морем до иранских портов), восточному (железнодорожное сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркмению с выходом на железнодорожную сеть Ирана) и западному (Астрахань – Махачкала – Самур, далее по территории Азербайджана до иранской границы).

    «РЖД Логистика», предоставляя сервис по перевозке контейнерных поездов из России в Индию по восточной ветке сухопутного коридора «Север – Юг» с использованием транспортной инфраструктуры России, Казахстана, Туркменистана, Ирана и Индии, гарантирует доставку грузов за 37 дней. Западная ветка вообще предполагает перевозки лишь автомобильным транспортом по Ирану, поскольку иранская железнодорожная сеть не соединена с железными дорогами Азербайджана.

    Увеличение грузопотока по коридору «Север – Юг» в 2022 году заставило Иран заняться модернизацией своей железнодорожной сети и логистического хозяйства. В результате, по сообщению Al Jazeera, минимальный срок доставки контейнеров из России в Индию (в порт Нхава-Шева на Аравийском море) в июне 2022 года составлял 25 дней.

    Но пропускная способность коридора остается недостаточной. Росту грузооборота мешает недостаток мощностей каспийских портов России и Ирана. Автомобильный грузопоток по маршруту, обходящему Каспий с востока, тоже невысок из-за недостаточно хороших дорог и неразвитости инфраструктуры.

    «Последняя миля»

    Кардинально решить вопрос с повышением пропускной способности всего МТК «Север – Юг» как раз и должно строительство железной дороги от самой южной азербайджанской станции Астара до Решта – конечного пункта идущей вдоль южного побережья Каспия иранской железной дороги.

    Россия выделяет на это строительство кредит в размере 1,5 млрд долларов. Российская часть кредита пойдет также на электрификацию линии Гармсар – Инче – Бурун длиной 495 километров. После завершения этих работ пропускная способность транспортного коридора увеличится и составит 30 миллионов тонн грузов в год. Срок доставки грузов из Мумбаи в Санкт-Петербург снизится до десяти дней, в то время как маршрут через Суэцкий канал занимает 30–45 суток.

    Геополитическая задача России состоит в том, чтобы Азербайджан стал выгодоприобретателем от увеличения грузооборота по МТК «Север – Юг». Это не заставит Баку отказаться от создания совместно с Турцией Зангезурского коридора, но переведет Азербайджан от навязываемой ему с Запада логики «или – или» (с выбором с кем дружить и против кого) к логике «и – и» и учету интересов всех своих соседей.

    Но самое важное – маршрут «Север – Юг» даст возможность наращивать российский экспорт, несмотря на внешнее противодействие. Экспорт не сможет быть заблокирован недружественными европейскими странами и позволит России беспрепятственно наращивать торговлю со странами Азии и Африки. В частности, осуществлять поставки российского зерна, которым до сих пор чинят на Западе всевозможные препятствия, несмотря на так называемую зерновую сделку.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •