Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
2 комментарияКлиентов Ted Travel подвели слишком дешевые путевки
Тысячи российских туристов пострадали от действий туроператора Ted Travel, отправлявшего своих клиентов на самое популярное направление текущего сезона – в Турцию. Туроператор объясняет свой финансовый крах распространившимся в Турции вирусом. Однако реальные причины, скорее всего, совсем в другом.
Почти 4 тыс. человек пострадали от приостановки деятельности туроператора Ted Travel. 755 туристов сейчас находятся в турецкой Анталье, и еще около 3 тыс. клиентов оказались с выкупленными турами, которые уже не дадут им право на отдых.
Об уходе с рынка туркомпания объявила накануне. По неофициальной информации «Интерфакса», туроператор задолжал турецкому принимающему партнеру, компании Jazz Travel, не менее 1 млн долларов.
Клиентов агентства, которые отдыхают сейчас в Турции, уже начали выселять из гостиниц. «На телефоны экстренной связи генконсульства и посольства по этому поводу поступают десятки жалоб и претензий», – говорится в сообщении посольства России в Анкаре в «Фейсбуке». Часть туристов вынуждены самостоятельно оплачивать свое проживание в отелях в ожидании, когда их выведут обратно в Россию. Между тем оплатой перевозки и проживания в гостинице до выезда из Турции клиентам приостановившего деятельность туроператора должна заниматься ассоциация «Турпомощь».
Глава Ростуризма Олег Сафонов пообещал, что 680 туристов, у которых на руках имеются обратные билеты на самолет, смогут вернуться в Россию в течение ближайших четырех дней. Их привезла в Турцию авиакомпания «Якутия», и эта же авиакомпания вернет их на родину. Первый рейс из Турции планируется в субботу, 26 августа.
В Ростуризме отметили, что решается вопрос о том, как помочь обратившейся в организацию авиакомпании «Якутия» с желанием вернуть также остальных 75 человек. По словам главы ассоциации «Турпомощь» Александра Осауленко, принято решение, что крупные туроператоры – члены ассоциации «вывезут этих туристов на своих свободных креслах в даты, которые обозначены у них в договорах».
- Российские туристы разочарованы в крымском отдыхе
- Курортный сбор возьмут по-европейски, но потратят по-русски
- Израиль хочет заменить России Турцию
Те же, кто купил туры Ted Travel, но еще не успел улететь на отдых, уже не смогут отдохнуть по этим путевкам. Для возмещения ущерба им надо обратиться с соответствующим заявлением в страховые компании «Якорь» и «Инвестстрах», где деятельность обанкротившегося туроператора была застрахована на сумму 50 млн рублей, отметили в Ростуризме. Однако страховой суммы вряд ли хватит, чтобы компенсировать полностью расходы всем не улетевшим 3,5 тыс. человек. На каждого выходит чуть более 14 тыс. рублей.
Банкротством туркомпаний в последние годы никого не удивить. Однако если в прошлые годы они уходили с падающего рынка, когда для туристов закрывались Египет и Турция, то текущее банкротство произошло на растущем туристическом рынке. Турпоток после открытия турецких курортов сразу стал быстро расти.
Сам туроператор Ted Travel называет причиной ухода с рынка снижение спроса на отдых в Турцию, связанное с распространением там вируса Коксаки. Как раз недавно Роспотребнадзор выступил с заявлением о росте числа заболевших в Турции энтеровирусными инфекциями россиян, что якобы спровоцировало спад спроса на это направление аж на 30%.
Между тем в Ассоциации туроператоров России (АТОР) считают, что реальной причиной стал демпинг – продажа туров по ценам ниже среднерыночных. По данным АТОР, туроператор вышел на рынок только в прошлом году и начал работу на самых конкурентных направлениях – на Кипре, в Греции, а с 2017 года и в Турции. «При этом новый игрок сразу заявил цены значительно ниже, чем у других туроператоров. То, что другие участники рынка называли демпингом, в компании объясняли знакомствами и гибкостью. Многие туристы выбирали туры Ted Travel именно по причине низкой цены», – сообщает АТОР.
Что же произошло с туркомпанией на самом деле? Один из участников туристического рынка полагает, что руководители компании совершили ряд ошибок в управлении финансовыми потоками, которые и привели к гибели фирмы.
«Туризм – неустойчивый с точки зрения финансов бизнес с очень низкой доходностью. Поэтому требуется жесткое управление финансами. Причины банкротств туроператоров, которые были и в 2014 году и периодически случаются по сей день (летом еще несколько мелких туроператоров ушли), – это ошибочное прогнозирование спроса плюс финансовые неурядицы, например с перевозчиками. И все – денег у туркомпании нет», – рассказывает один из участников турбизнеса.
По его предположению, проблемы в Ted Travel начались в июне, когда авиакомпания «ВИМ-Авиа» переоценила свои возможности и отправляющимся в Турцию россиянам пришлось срочно пересаживаться на других перевозчиков. Ted Travel стала возить туристов рейсами авиакомпании «Якутия».
«Когда это делается в спешке, то авиаперевозчики могут навязать туроператорам очень невыгодные цены. Туристам продали билеты на «ВИМ-Авиа», условно, по 200 долларов туда-обратно, а потом их пришлось купить у «Якутии», например, за 350 долларов и заплатить из своего кармана, чтобы люди улетели. Часть денег, судя по всему, застряла у «ВИМ-Авиа», – говорит собеседник. Речь могла идти о «зависании» нескольких сотен миллионов рублей.
У Ted Travel оказалось недостаточно свободных денежных запасов (в том числе из-за низких цен на туры), чтобы покрыть эти внезапные потери. Поэтому деньги на новые авиабилеты стали браться из текущих операционных средств,
то есть у клиентов, которые еще только покупали туры, предполагает собеседник. Таким образом могла образоваться финансовая пирамида, когда новый прибывший оплачивал расходы предыдущего. И выйти из нее туроператор уже не смог.
Небольшое колебание спроса на турецкое направление стало лишь последней каплей. Большинство туристов уже съездили в Турцию и отдохнули (в июле рост спроса на 50%), сезон подходит к концу, турпоток превысит показатели 2015 года. А текущие изменения спроса – не более чем небольшие колебания. Но этого оказалось достаточно, чтобы обанкротить одну туркомпанию – потому что у нее уже были проблемы до этого.
«Собственный капитал туроператоров, как правило, ничтожно мал по отношению к их финансовым оборотам. Когда туркомпания с оборотом в миллиарды рублей имеет собственный капитал в 100 тыс. рублей – это обычная ситуация. Поэтому любая финансовая ошибка тут же выбивает собственный капитал и выводит компанию в убыток», – говорит участник туррынка. Проблема была в менеджменте туркомпании, который не смог построить план на случай меньшего притока новых туристов, предполагает шеф-аналитик ГК TeleTrade Петр Пушкарев.
Что делать в таких случаях туристам? Полностью обезопасить себя от неожиданно возникших у туроператора проблем, к сожалению, нереально. «Можно рекомендовать иметь дело только с самыми крупными операторами, пусть даже у них будет чуть повыше стоимость тура. Но
проблема с финансами может возникнуть у любого оператора. Ведь, покупая тур, мы не видим его финансовую отчетность и не знаем текущее положение дел. Поэтому лучше всего бронировать перелет и отель самостоятельно,
– говорит Пушкарев. – Как человек, который много и с удовольствием путешествует, могу уверить, что трудозатрат и нервов это потребует значительно меньше, чем общение с любой туркомпанией. И ты будешь знать, что твои деньги точно нигде не зависли, что компания не оплатила твоими деньгами бронь для какого-нибудь другого клиента».