В заслугу исламу можно поставить то, что он, застав практику полигамии среди арабов, существенно упорядочил и смягчил ее. Но то, что было огромным смягчением нравов в Аравии VII века, вряд ли будет на своем месте в законодательстве России XXI века.
30 комментариевАндрей Перла: О бедности
Прочел колонку, крик души Виталия Сероклинова про «хрен без соли», и принялся бороться с собой. Отвечать или не отвечать? С одной стороны, надо ответить. С другой стороны, как можно возражать бедному человеку, рассказывающему о своей бедности?
Против – вся традиция великой русской литературы, вся русская культура, которая, как известно, и есть литература. Она говорит, что нет человека несчастнее Башмачкина и грешно над Башмачкиным смеяться, тем более призывать Башмачкина изменить свою жизнь...
Это как с тем же Башмачкиным: понятно, почему он несчастный, непонятно, почему он ничего не делает со своей жизнью, а только скулит
Но что еще прикажете делать с Башмачкиным, если вы не можете заставить себя ему сочувствовать? И хуже того: как можно жить в обществе, в котором Башмачкин искренне уверен, что заслуживает не только сочувствия, но и уважения, причем превыше иных прочих?
Ладно, давайте по порядку.
Пункт раз. Если человеку месяцами не платят обещанную официальным контрактом зарплату – большую или маленькую, обещанную государственным бюджетом или частной компанией – то оправданий этому не может быть. Это преступление со всеми вытекающими. Человек имеет право и даже должен требовать своих денег – и «в установленном законом порядке», и привлекая себе на помощь общественность, СМИ, включая газету ВЗГЛЯД. Так что, сообщив городу и миру про то, как в Новосибирске исполняются обязательства перед работниками «департамента», в котором районные газеты и литературный журнал «Сибирские огни», Виталий Сероклинов, он же всероссийски известный блогер serafimm, целиком прав. Не о чем спорить.
Пункт два. В своем ЖЖ он уже успел сообщить, что, стоило опубликовать во ВЗГЛЯДе «мнение», как начальство аванс перечислило. Можно только порадоваться – и за Серафима, и за любимую газету.
Пункт три. Порадовавшись, можно начать задавать неудобные вопросы.
Серафим известен как автор рассказов про «бедных людей» – в кавычках потому, что великая русская литература же, Толстоевский, Короленко там всякий... И прародитель их Гоголь. А также рассказов про собственную бедность, проистекающую из вышеназванного обстоятельства – бюджетник, работник литературного журнала, скудно финансируемого жестоким государством.
Я сдерживался-сдерживался, а после вчерашней колонки невмоготу. Человек живет в Новосибирске, одном из самых больших и богатых городов России. Работы в котором – ложкой ешь. Он образован и умеет складывать слова в предложения. По моим представлениям, такой человек может, конечно, быть небогатым, но бедным не может быть никак. Я уж не знаю, сколько платят из бюджета в «Сибирских огнях», но сколько зарабатывает приличный «пишущий» в областном центре, я знаю. Я также знаю, что в современном Новосибирске, как и в любом другом российском миллионнике, имея руки-ноги на своих местах, заработать в месяц 25–30 тыс. руб., мягко говоря, не сложно. Обратите внимание – именно руки-ноги, голова дает существенный плюс к заработку. Обычно.
В общем, это как с тем же Башмачкиным: понятно, почему он несчастный, непонятно, почему он ничего не делает со своей жизнью, а только скулит. Не крепостной, не подзаборный – дворянин с образованием и чином. И непонятно, почему ему, такому, надо сочувствовать, вместо того чтобы палкой по бокам: шевелись, лентяй!
Извините, увлекся. Не надо палкой. И никаких призывов сменить профессию вы от меня не дождетесь – образование и талант к складыванию слов в предложения в России очень неплохо оплачиваются. Кроме как в журнале «Сибирские огни», очевидно.
Но тут настает черед следующего вопроса: а зачем труд в литературном журнале вообще оплачивается государством, скудно или нет?
Зачем финансируются районные газеты – понятно. Даже если отбросить в сторону «политику», в стране действительно есть довольно много людей, для которых эти газеты – единственный источник информации о местных делах, а прибыльными они, ввиду бедности аудитории, быть не могут.
Зачем финансируется областное телевидение – понятно меньше (эффективнее иметь систему договоров с частными телекомпаниями) но пока цифровое ТВ – в будущем, пока во многих домах, опять же, бедных людей всего по нескольку «эфирных каналов», оправдать необходимость этих расходов можно.
Будем откровенны – это политическая необходимость.
А литературный журнал зачем?
Нет, поймите меня правильно. Зачем он «русской культуре», «сибирской культуре», «обществу» – я в эти материи не лезу. Государству он зачем? Для информирования граждан о государственной политике он не используется и бесполезен – читателей ничтожное количество, да еще большая их часть далеко от Новосибирска. А какие еще функции есть у СМИ, финансируемого из бюджета?
Правильный ответ – никаких.
А обязанность государства поддерживать на некотором высоком уровне культуру... Может быть, она и есть, но что-то не так с ее исполнением, если для этого нужен журнал, количество читателей бумажной версии которого... Сотни человек в миллионном городе? Еще меньше? Что будет, если мы начнем опрашивать в Новосибирске взрослых граждан: кто знает «Сибирские огни»? А раз почти никто не знает, несмотря на вековую историю... Так ли страшно, что не узнают и впредь?
Будь я депутатом областного законодательного собрания, я бы при ближайшем обсуждении бюджетных расходов спросил бы: не пора ли от этого журнала отказаться? Даже под угрозой обвинения в недостаточной культурности? Деньги небольшие, но, может, сделать на них десяток премий лучшим школьным учителям литературы? Будет конкретная польза.
А журнал, извините, если нужен, найдутся ему грантодатели.