Почему страны БРИКС спокойно реагируют на украинский вопрос

@ Sergey Elagin/Business Online/Global Look Press

28 октября 2024, 09:04 Мнение

Почему страны БРИКС спокойно реагируют на украинский вопрос

Для России очень важно, чтобы ее нынешняя борьба за безопасность страны, за ее честь, за жизни и души родных нам людей была понята мировым большинством именно как борьба антиколониальная, неизбежная после того, как наша страна чуть было не стала жертвой неоколониализма.

Игорь Караулов Игорь Караулов

поэт, публицист

Казанский саммит БРИКС стал символом «контризоляции» России. Страшные гримасы, которые западное сообщество строило по поводу «нерукопожатности» нашей страны и ее руководства, были проигнорированы мировым большинством. Конечно, в поддержку российской спецоперации на Украине участники саммита не выступили, но и нельзя сказать, что они решили просто вынести эту тему за скобки и сосредоточиться на обсуждении каких-то других, менее болезненных вопросов. Одним из ценных итогов казанского форума стало именно то, что мировое большинство открыто высказало свою позицию по украинскому вопросу – и эта согласованная позиция вошла в принятую на саммите Казанскую декларацию.

Украине в этой декларации посвящен один небольшой пункт под номером 36. Его суть состоит в следующем. Во-первых, у разных государств есть различные позиции по этому вопросу, причем подразумевается, что эти позиции равноправны и ни одну из них нельзя заведомо считать более справедливой (то есть никаких разговоров об «агрессоре» и «жертве» вести не стоит).

Во-вторых, все государства должны действовать в соответствии с принципами ООН во всей их полноте и взаимосвязанности, то есть не педалировать один принцип (скажем, суверенитета и территориальной целостности) в ущерб другим принципам (таким как защита прав меньшинств и право народов на самоопределение).

В-третьих, конфликт должен быть урегулирован мирно, путем диалога и дипломатии, поэтому приветствуется посредничество любых стран и организаций, а не только тех, которые пытаются назначить себя исключительными арбитрами.

Нельзя сказать, что странам Глобального Востока/Юга нравится вооруженный конфликт, в который оказались вовлечены Россия и Украина. Разумеется, эти страны хотели бы его скорейшего прекращения. В конце концов, на кону такие важные вещи, как продовольственная безопасность беднейших стран и безопасность торговых путей. Но подход Глобального Востока/Юга отличается объективностью и беспристрастностью. Мировое большинство искренне хочет понять, что происходит, и готово спокойно выслушать позицию России о предыстории конфликта.

Здесь сказывается не только мудрость традиционных культур таких стран, как Китай и Индия, где жива еще историческая память и сохранилось представление о причинно-следственных связях исторического процесса и о том, что трагические события не случаются просто так, на пустом месте. Здесь важно в первую очередь то, что роль двух сложившихся в мире блоков по отношению к этому конфликту совершенно различна. И эта разница ролей диктует разницу в оптике.

Попросту говоря, Глобальный Восток/Юг никакого влияния на отношения России и Украины не оказывал. Он не поощрял украинский национализм, не натравливал украинцев на русских, не переписывал для них учебники истории и, кстати говоря, не внес никакого вклада в распад Советского Союза. Если бы, скажем, Россия, Украина и Белоруссия сегодня вновь объединились в одно государство, Глобальный Восток/Юг и ухом бы не повел. Если народы так решат – значит, так тому и быть.

А вот Глобальный Запад как раз делал всё вышеперечисленное. Всю нынешнюю ситуацию Запад сотворил своими руками и заинтересован в ней больше всех, в том числе и больше самих украинцев, отсюда это постоянное науськивание и подбадривание: воюйте, умирайте, а мы вам поможем. Причем сделал он это не просто из вредности и не только из-за многовековой нелюбви к России и русским.

На определенном этапе Западу потребовалось каннибализировать СССР, чтобы за счет освоения его ресурсов продлить свое благополучие и свое мировое доминирование. На 30 лет таким образом удалось обеспечить непререкаемую гегемонию США, именуемую «однополярный мир», и ряд других приятных вещей, таких как промышленный подъем Германии и процветание лондонских финансистов и миланских модельеров. Хотелось, однако, продолжения и углубления банкета, хотелось добиться полной подконтрольности ресурсов бывшего СССР и в первую очередь России. Вот только нашла коса на камень.

С нами ведь вот что произошло. В 1990-е мы испытали на своей шкуре то, с чем десятилетиями ранее познакомились получившие свою государственность страны Африки и Азии – неоколониализм. Через 500 лет независимости нас вдруг догнала эта напасть. Путин не случайно сказал в Казани, что Запад хотел превратить Россию в сырьевой придаток.

Было время, когда нас называли «Верхней Вольтой с ракетами». России довелось снизойти в самый ад унижения, чтобы теперь вместе с другими странами начать из него выбираться. Но этот опыт нисхождения дал России новую геополитическую оптику и привел ее в лагерь стран, развивающихся по восходящей линии. Стран с очень разной историей, с очень разными традициями, но с одним желанием: больше никогда не продаваться за стеклянные бусы, не верить лживым речам «цивилизаторов», строить свою цивилизацию по своим принципам.

Россия – за равноправный экономический обмен, в то время как Владимир Зеленский и его приспешники стоят перед Западом на коленях: владейте всем, что у нас есть, возьмите наши ресурсы на вечные времена! Такое не может понравиться государствам БРИКС ни с моральной точки зрения, ни с экономической, поскольку это ровно противоположно тому, чего они добиваются и ради чего они объединились.

Для России очень важно, чтобы ее нынешняя борьба за безопасность страны, за ее честь, за жизни и души родных людей была понята мировым большинством именно как борьба антиколониальная, неизбежная после того, как наша страна чуть было не стала жертвой неоколониализма. Борьба, в которой стоит поболеть за Россию не ради нас, а ради самих себя, поскольку у всех есть свои претензии к гегемону.

Это понимание тем более необходимо, если учесть, что после окончания горячей фазы наша схватка с Западом продолжится на других фронтах – дипломатическом, экономическом, культурном. И тогда, возможно, России и остальным странам БРИКС удастся согласовать еще более содержательную общую позицию.


..............