Мероприятие в РСПП открыл сопредседатель комиссии по медиаиндустрии и предпринимательству в информационной сфере, генеральный директор АНО «ИРИ» Алексей Гореславский, который отметил, что для отечественных медиа важна координация усилий для преодоления актуальных вызовов. «Сегодня российские СМИ так или иначе находятся в оппозиции практически ко всему мировому информационному пространству. Понятно, что это множество разных, порой конкурирующих между собой голосов. Но давайте не забывать о том, что есть общие задачи. Если бесконечно конкурировать, ссориться, отъедать друг у друга трафик, деньги и все остальное, то никого и не останется. Будет только YouTube и какие-нибудь другие мировые СМИ на базе искусственного интеллекта», – отметил он.
Гореславский напомнил, что зависимость от западных решений неизбежно приводит к финансовым потерям – спикер привел в пример уход Google Discovery, который урезал трафик СМИ на 20-40%. Председатель совета директоров «Коммерсанта» Григорий Левченко указал на проблему снижения трафика из агрегатора новостей «Дзен», от которой страдают некоторые крупные СМИ, и договориться о совместных действиях, включая возможность создания постоянной рабочей группы «Дзен и СМИ» для конструктивного взаимодействия и взаимной поддержки.
По словам президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина, роль технологических платформ на медиарынке усиливается, они становятся значимыми игроками, конкурируя со СМИ как по охвату аудитории, так и по времени, которое пользователи проводят на этих платформах. Под их влиянием меняются и модели работы редакций СМИ. «Все это создает новые возможности для бизнеса и сервисы для потребителей. Но существует риск неравномерного распределения доходов между платформами и правообладателями контента, прежде всего – СМИ. Это влияет на устойчивость медиаиндустрии», – предупредил Шохин.
Изменения в российском новостном агрегаторе «Дзен» положительно оценила главред URA.RU Диана Козлова, которая рассказала, что благодаря последнему эксперименту по сохранению аудитории внутри платформы, без перехода на сайты СМИ, у их издания появилась возможность представить материалы более широкой аудитории, охваты их материалов выросли.
Тему взаимодействия с платформой «Дзен» продолжил главный редактор газеты ВЗГЛЯД Константин Кондрашин, напомнив, что новостной агрегатор поддержала СМИ в 2022 году, после отказа Google продвигать новости многих российских медиа. Кондрашин согласился с позицией коллег о влиянии агрегаторов на редакционную политику СМИ. «Сегодня топ новостей агрегатора фактически определяет, о чем будут писать СМИ. Если не написал новость, которая попала в топ на главной странице «Дзен», – ты не получил трафик. В итоге это размывает различия между редакциями: все становятся похожими друг на друга», – объяснил он.
При этом эксперты отметили, что российские платформы не стоят на месте и адаптируются к запросам медиарынка. Директор департамента по взаимодействию со СМИ VK Андрей Бурцев сообщил о завершении совместного проекта «Дзен» с Mediascope по измерению аудитории. По словам Бурцева, индустрия сможет видеть полную и объективную картину интереса аудитории. «По сути, мы помогли индустрии и государству получить более объективные, верифицированные данные», – подчеркнул представитель платформы.
Исполнительный директор холдинга Rambler&Co Андрей Цыпер, завершая заседание, отметил главные медиа-тренды, назвав основной тенденцией последних лет рост потребления новостного контента. «Люди находятся в постоянном стрессе и ищут ответы на свои вопросы, чтобы успокоиться – зачастую делают это неосознанно. Уже появился даже термин – инфоксикация», – заявил он.
Цыпер также отметил влияние искусственного интеллекта, который постепенно становится инструментом для поиска и анализа новостей. «Сегодня вместо того, чтобы вводить запрос в поисковике, можно задать вопрос GigaChat, YandexGPT или другой подобной модели. <...> Аналогичная ситуация развивается и с новостями. Хотя модели еще ошибаются, через некоторое время пользователи будут получать новостной контент именно таким образом», – прогнозирует спикер.
Как писала ранее газета ВЗГЛЯД, ведущие представители отрасли обсудили на ПМЭФ-2025 перспективы национальных платформ и анонсировали интеграцию популярных российских видеосервисов в единую экосистему.
Кроме того, на ПМЭФ стало известно, что платформа Rutube готовит запуск безопасного режима, который ограничит доступ к видео 18+ и упростит семейный просмотр для всех пользователей без авторизации.