Сергей Миркин Сергей Миркин Казань очень расстроила Киев

Саммит БРИКС в Казани имеет деморализующее значение для украинского общества, а майданным пропагандистам придется менять свои постулаты. Теперь украинским пропагандистам нужен новый тезис вместо «весь мир с Украиной».

3 комментария
Глеб Кузнецов Глеб Кузнецов США навязывают человечеству американский ИИ

Заявка на стратегию США в области искусственного интеллекта – если убрать шелуху про демократию – сводится к защите лидерства через контроль и недопущение любого развития у любых конкурентов. Все, что человечество может предложить или сделать в сфере ИИ, должно быть не просто подконтрольно США, а производиться и контролироваться на их физической территории.

7 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Дать человеку выпить яду – это не акт сострадания

Никакая система не будет искать трудное и дорогостоящее решение (совершенствовать обезболивание и уход за больными, помощь нуждающимся и т. д.), когда есть легкое и дешевое – просто выписать им порцию яда.

29 комментариев
11 декабря 2017, 20:30 • Экономика

Санкции стали влиять на продажу российского оружия

Санкции стали влиять на продажу российского оружия
@ Сергей Бобылев/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Продажи мирового оружия впервые за пять лет снова начали расти. Задают темп США, Россия и Южная Корея. Хотя не хватает Китая, который не был включен в исследование Стокгольмским институтом исследований проблем мира. При этом ряд российских оборонных компаний показали падение. С чем оно связано?

Мировые объемы продажи оружия в 2016 году выросли впервые за пять последних лет, говорится в докладе Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI).

Согласно составленному институтом рейтингу 100 крупнейших компаний, их объем продаж вырос почти на 2% – до 375 млрд долларов – по сравнению с 2015 годом. А за 15 лет (с 2002 года) рост составил целых 38%.

В целом данные SIPRI не вызывают сомнений, репутация у института чистая. Однако акценты авторы доклада расставили явно в пользу США и в ущерб России.

Так, эксперты указывают, что больше половины объема продаж приходится на американские компании. Они нарастили их на 4% – до 217 млрд долларов. Российские оборонные компании также нарастили продажи в 2016 году на 3,8%, до 26,6 млрд долларов (это 7,1% от общего объема рейтинга). То есть динамика роста продаж у обеих стран почти одинаковая.

Между тем SIPRI указывает, что ростом продаж США обязаны военным операциям американской армии за пределами своей страны и закупкой американской военной техники другими государствами. А вот в России успехов не видят. Они указывают на то, что пять компаний из России показали увеличение объемов продаж, а другие пять – их снижение. Старший научный сотрудник SIPRI Симон Веземан объяснил снижение темпов роста общими экономическими проблемами, переживаемыми Россией в 2016 году.

На самом деле причины разнонаправленного развития ряда российских компаний немного в другом. Российская экономика в целом в 2016 году уже стала показывать признаки выхода из рецессии, которые окончательно закрепились в 2017 году. При этом проблемы в экономике никак не помешали ряду российских компаний серьезно нарастить продажи оружия.

Так, Объединенная авиастроительная корпорация поднялась в рейтинге топ-100 с 17-го на 13-е место за счет наращивания продаж на 15,6%. Причем если в 2015 году группа ОАК получила убыток в 69 млрд рублей, то в 2016 году она сумела получить прибыль от операционной деятельности – 11 млрд рублей (данные МСФО). Положительные результаты операционной деятельности позволили ОАК в значительной степени покрыть финансовые расходы. В итоге удалось кардинально сократить убыток в 25 раз – до 4,5 млрд рублей, что стало лучшим показателем группы с 2007 года. Иными словами, несмотря на кризис, группа в прошлом году, наоборот, и увеличила продажи, и улучшила свои финансовые результаты.

Рост продаж также показали концерн «Алмаз – Антей» (поднялся в рейтинге с 26-го на 24-е место), корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (сохранила 35-е место), холдинг «Высокоточные комплексы», известный своими комплексами «Искандер-М» (с 52-го на 44-е место), Объединенная двигателестроительная корпорация (с 51-го на 50-е место), Уралвагонзавод (с 69-го на 52-е место). Сохранили свои позиции и те же объемы продаж КРЭТ (53-е место), «Сухой» (53-е место), «Иркут» (63-е место), УМПО (77-е место).

Однако ряд компаний действительно ушли в минус. Падение продаж наблюдается у «Вертолетов России» (опустились в рейтинге с 24-го на 29-е место), у Объединенной судостроительной корпорации (с 15-го на 19-е место) и у Объединенной приборостроительной корпорации (с 50-го на 56-е место).

«Наши продажи связаны с тем, что диктует рынок и политическая ситуация. Когда повышается спрос на определенную военную продукцию, те фирмы, которые могут ее поставлять, показывают рост. Когда снижается спрос, то фирмы показывают падение продаж, – говорит руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов. – Конечно, на рынок влияют также экономические санкции и политическое давление. Те страны, которые хотели бы купить наше оружие, боятся это делать, чтобы не попасть под американские санкции».

Однако в каждом отдельном случае падения продаж на это есть причины, и они мало связаны с проблемами в экономике.

Так, поставки «Вертолетов России» действительно показали падение на 11% в 2016 году, тогда же и прибыль упала почти в три раза (данные МСФО). С одной стороны, это объясняется стагнацией рынка вертолетов. «Мировой рынок уже насытился среднетяжелыми вертолетами. А тяжелые вертолеты – это специфический сегмент, в котором, впрочем, мы продолжаем лидировать, но сегодня все больше требуются легкие вертолеты, и тут мы отстаем», – отмечает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

На это могло наложиться и решение Киева прекратить поставки двигателей семейства ТВЗ-117, которые делают на «Мотор-Сич» в Запорожье. Россия, конечно, уже производит альтернативные двигатели как для Ми-8/17 и Ми-28, так и для Ка-27/31. Однако для выхода на те же объемы производства, что и на «Мотор-Сич», который поставлял в Россию в свое время по 600 двигателей, нам может потребоваться еще несколько лет. «ОДК до сих пор исправляет ситуацию после потери украинского «Мотор Сич», – отмечает Андриевский.

Впрочем, в этом году «Вертолеты России» обещают увеличить продажи за счет роста выпуска вертолетов «Ансат», Ка-62 и Ми-38, а также за счет лицензионной сборки Ка-226Т в Индии.

В ОСК, созданной 10 лет назад, так и не научились пока много строить и продавать, несмотря на всю господдержку и гособоронзаказ. Но здесь причины уходят далеко в прошлое, когда этот пласт промышленности был сильно заброшен. Восстанавливать собственное судостроение Россия начала относительно недавно, поэтому отдачи придется еще подождать. «Производство судов – это очень длительный процесс, и наши мощности здесь пока ограничены», – указывает Андриевский.

«В конечном итоге важен не столько объем продаж, сколько размер прибыли, и тут у нас ситуация неважная, судя по таблице SIPRI. Проигрываем американцам значительно», 

– говорит Андриевский. Он указывает на то, что Россия продолжает поставлять оружие в кредит в страны Африки, Венесуэлу, Армению и другие страны, как это делали в СССР. Причем эти сделки важней не в экономическом, а в политическом плане. С другой стороны, Россия потеряла в числе покупателей нашего оружия Украину, Восточную Европу и Прибалтику. Наконец, Россия теряет позиции благодаря выходу на рынок вооружений Китая. СИПРИ не учитывает данные Китая, потому что они полностью засекречены. Но исследователи уверены, что Китай мог бы занять уверенные позиции в числе лидеров.

«Сегодня Китай активно «окучивает» не только большую часть Азии, но и Африку, занимая в ряде африканских стран ключевые позиции, в том числе по поставкам вооружений. Китай не под санкциями, он как бы политически нейтрален, что значительно облегчает ему задачу по покорению мирового рынка», – отмечает Андриевский.

Что касается западноевропейских компаний-производителей, входящих в «первую сотню», то их продажи оставались стабильными и составили в 2016 году 91,6 млрд долларов, что лишь на 0,2% больше показателя 2015 года.

Зато SIPRI отмечает приход новых производителей из других стран, в число которых входят Южная Корея, Бразилия, Индия и Турция. Лидер здесь – Республика Корея, которая в 2016 году показала рост в 20,6%, в денежном выражении ее продажи составили 8,4 млрд долларов.

«Южная Корея – мощная индустриальная держава, которая производит оружие в основном по лицензии США и экспортирует его по разрешению от США. Рост продаж связан с экономическим ростом – они и для себя больше производят, и у них появляются дополнительные объемы, которые могут выбрасывать на мировой рынок. Они таким образом дополнительно зарабатывают. А обострение ситуации на Корейском полуострове заставляет их больше денег тратить на оборону, оборонный заказ и производство своих вооружений», – говорит Алексей Арбатов.

«Южная Корея поняла, что экспорт вооружений – это один из двигателей экономического роста. Другие страны тоже с ростом своего ВВП уверенно входят на этот перспективный рынок. Прежде всего это Индия. Турция в меньшей степени, а Бразилия только пытается», – заключает Андриевский.

..............