Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
3 комментарияИзраиль хочет заменить России Турцию
В четверг в Россию с краткосрочным визитом прибудет израильский премьер Биньямин Нетаньяху. На повестке его переговоров с Путиным Сирия и Голанские высоты, контроль за которыми Иерусалим планирует сохранить. Также речь зайдет об экономическом сотрудничестве, в рамках которого Израиль рассчитывает занять то место, которое раньше принадлежало Турции.
В рамках недавнего визита в Россию министра сельского хозяйства еврейского государства Ури Ариэля израильская сторона выразила желание занять место Турции на российском рынке продовольствия. Но одними помидорами и апельсинами дело явно не ограничится, поскольку израильские аграрии также рассчитывают продавать в РФ свои технологии, без которых в отечественном АПК и пищепроме невозможно организовать импортозамещение.
Минимальная цена вопроса — миллиард долларов. Ровно столько составил турецкий продуктовый импорт в Россию за десять месяцев прошлого года
При этом предполагается, что расширение сельскохозяйственных связей не будет односторонним: Россия заявляет о готовности нарастить поставки на израильский рынок говядины, баранины и мяса птицы, а Израиль заинтересован в импорте из России куриного яйца. На повестке дня – создание зоны свободной торговли, соглашение о котором российское правительство рассчитывает подписать с Израилем в максимально короткий срок.
В прошлом году торговый оборот между странами составил 2,344 млрд долларов или 68,3% от объемов 2014-го. В сравнении со странами Евросоюза, в отношении которых уже почти два года действуют российские продовольственные ограничения, торговля с Израилем просела не так уж сильно, но он и не является для нас приоритетным покупателем – на него приходится всего 0,4% российского экспорта. Верно и обратное: Россия не входит даже в первую десятку стран – внешнеторговых партнеров Израиля, где первое место с большим отрывом занимают США (26,9% израильского экспорта). На Россию же приходится всего 1,4% экспорта, треть которого – продукты питания. Это в целом нетипично для структуры внешней торговли Израиля. Важнейшие статьи экспорта этой страны – продукция машиностроения, фармацевтические изделия, жемчуг и драгоценные камни. На продовольствие приходится примерно 2,5% от общей стоимости. Но именно в этой нише израильские производители делают особую ставку на российский рынок.
Эта ставка выглядит вполне оправданно с точки зрения динамики. В 2014 году Россия импортировала из Израиля продовольствия примерно на 444 млн долларов, что на 2,6% больше, чем в 2013 году. В начале прошлого года, когда курс рубля относительно стабилизировался, объем закупок продукции израильского АПК продолжил расти. И хотя в дальнейшем произошел новый виток девальвации российской валюты, на руку израильским аграриям сыграл конфликт с Турцией. Как известно, введенные Россией экономические санкции коснулись, прежде всего, турецких продуктов питания, на которые в общем объеме импорта продовольствия приходилось порядка 4%. Минимальная цена вопроса – примерно миллиард долларов. Ровно столько составил турецкий продуктовый импорт в Россию за десять месяцев прошлого года – до инцидента с Су-24.
- банкротство туроператора
- Итоги выборов помогут Израилю укрепить отношения с Россией
- Почему нынешние отношения США и Израиля называют худшими в истории
- СМИ: Израиль рассчитывает на поддержку Путина в вопросе Голанских высот
- Израиль надеется расширить свое присутствие на рынке РФ
- Израиль дал добро на российскую миссию на Голанах
- Опубликован список запрещенных турецких товаров
- Марьян Беленький: Надеемся на помощь России
- Лукашенко пытается заработать на охлаждении отношений Анкары и Москвы
- Бизнес готовится к крупным убыткам из-за российско-турецкого противостояния
- Джан Унсалан: Турецкие бизнесмены потеряли веру в российское правительство
- Конфликт с Россией затруднил модернизацию турецкой армии
- В ненависти Эрдогана к Асаду есть экономическая подоплека
- Попытки Турции насолить России через ВТО обречены на провал
- Абхазия закрывает Турции доступ к российским деньгам
Простой пример: в основном под российскими санкциями оказались цитрусовые и томаты. И в том, и в другом случае Израиль может внести существенный вклад в замещение выпавшего турецкого импорта, нарастив свою долю на российском рынке. Прежде она была не слишком велика. Для сравнения: Турция за 11 месяцев прошлого года ввезла в Россию цитрусовых на 226,8 млн долларов, а Израиль только на 18,7 млн, по томатам соотношение составило 304,8 млн против 7,5 млн. Таким образом, на рынке образовалась огромная ниша, и Израиль хочет ее занять.
Помимо готовой к употреблению сельхозпродукции, Израиль рассчитывает на то, что в России будут востребованы его аграрные технологии, по уровню которых страна занимает одно из наиболее передовых мест в мире. Здесь для Израиля также открываются богатые возможности потеснить турецкие компании, которые в последние годы выступили в качестве технологических партнеров ряда проектов в российском АПК, прежде всего, в сегменте тепличного овощеводства.
Собственно, именно технологии в последние годы и спасают падающую уже несколько лет подряд внешнюю торговлю Израиля. По данным израильского Института экспорта, в 2015 году экспорт товаров из страны упал на 7,5%, причем по некоторым статьям снижение оказалось значительно выше среднего. Например, экспорт бриллиантов просел на 25%, а экспорт сельхозпродукции – на 8,5%. Еще хуже ситуация в оборонной промышленности: если в 2012 году объем экспорта в этой отрасли составлял 7,5 млрд долларов, то по итогам прошлого года ожидался в размере 4–4,5 млрд долларов.
А вот экспорт израильских технологий на фоне падающего экспорта товаров выглядит довольно оптимистично. В прошлом году объем внешней торговли в сегменте хайтека (информатика, электроника, оптика, фармацевтика) вырос на 23,4%, в смежных отраслях промышленности – на 12,8%. В целом доля высокотехнологичной продукции в экспорте Израиля выросла с 42,4 до 50,1%. Российский рынок почувствовал на себе рост этого сегмента еще в 2014 году, когда импорт израильской фармацевтической продукции увеличился почти в полтора раза – с 126,8 до 190 млн долларов. И если вспомнить, что в основном Россия ввозит из Израиля продукцию сельского хозяйства, то потенциал наращивания высокотехнологичного импорта выглядит весьма высоким.
Немалые надежды Израиль связывает и с российскими туристами, особенно если в ближайшее время не будет снят запрет на посещение Египта и все той же Турции. Дело в том, что израильские курорты (например, Эйлат на Красном море) оказались фактически самым близким вариантом пляжного отдыха для жителей европейской части России в холодное время года. Разумеется, стоимость отдыха в Израиле существенно выше, чем массовые туры в Египет, но получить рост в высоком ценовом сегменте, который всегда более устойчив к экономическим кризисам, Израиль вполне может рассчитывать.
Правда, в прошлом году турпоток из Израиля в Россию заметно снизился: с января по ноябрь, по данным израильского министерства туризма, страну посетили 392 тысячи россиян, или на 26% меньше, чем за тот же период 2014 года. Однако, как и в случае с внешнеторговым оборотом, это заметно меньше, чем сокращение турпотока в Евросоюз, где на отдельных направлениях падение спроса составило 40% и выше.
В качестве антикризисной меры в туристическом сегменте израильские власти в конце прошлого года объявили о планах увеличить объем предложения. В частности, сразу же после катастрофы российского А321 в небе над Синайским полуостровом министерство туризма Израиля заявило о вложении дополнительных 2,6 млн долларов в активизацию продвижения страны на российском рынке. Кроме того, было сказано о готовности выплачивать авиакомпаниям по 45 долларов за каждого россиянина, что быстро привело к появлению новых рейсов. Уже в конце ноября ведущие российские туроператоры открыли чартерную программу из Москвы и Санкт-Петербурга в аэропорт Овда, расположенный неподалеку от Эйлата и курортов Мертвого моря, а затем новые маршруты в Израиль стали предлагать и аэропорты в российских регионах.
Кроме того, под российский спрос стали подстраиваться израильские отельеры: некоторые гостиницы в Эйлате уже объявили о переходе на систему «все включено», которая раньше была для этого курорта нехарактерна. А с репутацией Израиля как дорогого отдыха призван справиться новый национальный план развития туриндустрии, представленный в прошлом ноябре в Иерусалиме. Одной из главных его задач заявлено постепенное снижение цен на отдых на 20% в течение ближайших пяти лет.
Впрочем, самую сложную задачу на российском рынке Израиль выполнил еще в прошлом десятилетии, убедив россиян в том, что отдых в этой стране не сопряжен с критическими рисками для жизни. Сегодня российские туристы в Израиле находятся на втором месте после американцев, хотя в сравнении с количеством россиян, посещавших Турцию и Египет, это сравнительно небольшой поток. Но и за этот поток Израиль готов бороться, поскольку туристическая отрасль страны сейчас находится в кризисе. Еще в 2014 году из-за военной операции в Секторе Газа количество иностранных туристов серьезно снизилось, а в прошлом году спад продолжился. В рейтинге Международного экономического форума The Travel & Tourism Competitiveness Index Израиль в 2015 году занимал 72-е место, тогда как в 2009-м находился на 36-й строчке. Поэтому фактическое закрытие Турции и Египта для российских туристов может стать серьезным стимулом для израильской индустрии гостеприимства.