Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
28 января 2022, 18:00 • В мире

Самый влиятельный телеведущий США подыгрывает России

Самый влиятельный телеведущий США подыгрывает России
@ Zuma/ТАСС

Tекст: Дмитрий Бавырин

Российские телеканалы стали часто цитировать своего коллегу с Fox News – Такера Карлсона, малоизвестного у нас человека, которого знает почти вся Америка. Карлсон дает для этого хорошие поводы: сейчас это самый влиятельный в США критик политики Байдена в отношении России. Почему Карлсон столь дружелюбен к нам и как мы могли бы это использовать?

«Мы должны просто доверять нашему президенту в каждом решении, которое он принимает».

Так «кумир поколения», певица Бритни Спирс ответила в 2003 году на вопрос о своем отношении к войне в Ираке, тем самым закрепив в скрижалях свой образ «тупой блондинки». Ей даже присудили антипремию «Золотая малина» за «худшую женскую роль второго плана» на основании того, что этот кусок интервью попал в документальный антибушевский фильм «Фаренгейт 9/11».

С тех пор прошло почти 20 лет (и, кстати, лишь в конце 2021-го суд снял с 39-летней певицы опеку со стороны отца), представители «поколения Бритни» начисто позабыли, что она – их кумир, а человек, задавший мисс Спирс тот сакраментальный вопрос, вошел в список журнала Time «100 самых влиятельных людей мира» в категории «политические лидеры». Пояснение гласит, что речь идет о «возможно, самом влиятельном консерваторе Америки», который «формирует систему убеждений миллионов».

Влиятельного консерватора зовут Такер Карлсон – и в России о нем знают только специалисты по США, но это ненадолго. Его фамилию и нашу страну стали слишком часто называть в одном предложении.

«В мой офис сейчас звонят люди, которые говорят, что следят за Такером Карлсоном и расстроены тем, что мы не поддерживаем Россию в ее угрозах вторжения на Украину, и которые хотят, чтобы я поддерживал «разумные» позиции России», – жалуется в «Твиттере» член палаты представителей от Нью-Джерси Том Малиновский.

Так кто же этот красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил? Он сын пропагандиста (отец руководил «Голосом Америки*» в советские времена и организовывал спецвещание на Кубу), а сам без изысков – просто журналист, причем ничем, кроме журналистики, в жизни своей не занимался, разве что участвовал в шоу «Танцы со звездами», где вылетел в первом туре вместе с партнершей – профессиональной танцовщицей из Москвы Еленой Гриненко.

Это не единственный контекст, связывающий Карлсона с Россией. Минувшим летом он заявил о слежке со стороны Агентства национальной безопасности, которое вскрыло его электронную почту (это якобы подтвердил связавшийся с Карлсоном агент АНБ). Вскоре после этого информация из переписки была слита в СМИ, и не куда-нибудь, а в Axios – ресурс, традиционно использующийся аппаратом Демпартии для информационных войн. Из переписки следовало, что Карлсон претендовал на интервью с Владимиром Путиным, что было подано ресурсом как личная заинтересованность Карлсона в том, чтобы почаще защищать в своих эфирах Россию и понравиться тем самым ее президенту.

Карлсон парировал: желание журналиста взять интервью у главы важного государства – это естественно и нормально, а вскрывать личную почту – преступление, вдвойне опасное, если совершается органами государственной власти. В итоге, с учетом ровной репутации Карлсона как законопослушного патриота, «разоблачительный» скандал по токсичной «русской теме» только добавил ему популярности.

Начиная с лета 2020 года ежедневная авторская программа Tucker Carlson Tonight («Сегодня вечером с Такером Карлсоном») на Fox News – самое популярное общественно-политическое шоу Америки со средней аудиторией более чем в 5 млн человек. Но этим его влияние не ограничивается.

По информации The New York Times, Карлсон сыграл существенную роль в том, что президент Дональд Трамп отказался от нанесения ударов по Ирану и уволил с поста советника по нацбезопасности Джона Болтона, который отстаивал идею таких ударов. В окружении Трампа все это категорически отрицают, но не могут отрицать того, что Трамп иногда смотрел шоу Карлсона, а Карлсон разнес идею Болтона в пух и прах. 

«Агрессивный пацифизм» – это одно из наиболее приятных и общественно полезных свойств нашего героя, вызванное его психологической травмой. Будучи довольно последовательным республиканцем, голосующим на выборах по принципу «лучше вор, чем идеалист», в 2003 году Карлсон поддержал авантюру президента Буша с войной в Ираке – и горько раскаялся в этом всего через год, гораздо раньше, чем многие другие:

«Это полный кошмар, это катастрофа. Мне стыдно, что я пошел против собственных инстинктов, поддержав эту войну».

С тех пор он последовательный противник интервенций – того, чтобы США тратили жизни и деньги где-то на дальних берегах (неважно где – в Сирии, Иране или на Украине), руководствуясь интересами узких групп внутри элиты. К примеру, по версии Карлсона, за истерикой вокруг «скорого вторжения России на Украину» стоят военно-промышленные корпорации Америки.

Впрочем, его фирменный прием – не вскрывать подноготную, а подсвечивать беспомощность позиции оппонента.

«Что произойдет, если мы не защитим Украину? – вопрошает он у сенатора-республиканца от Айовы Джони Эрнст. – Тогда дети в Айове заговорят по-русски?»

Умение спорить, заострять, гиперболизировать, эффектно подать свою позицию как нонконформистскую и почти рыцарскую – все это в числе причин популярности Карлсона. И развенчивание республиканских политиков, кстати, тоже – при всем своем выраженном консерватизме Карлсон пытается оставаться надпартийным журналистом, «голосом народа», который в своих книгах раздает «и вашим, и нашим», а называет эти книги «Корабль дураков» или «Политики, партизаны, паразиты».

Но (и это стоит наконец-то подчеркнуть, потому что в рассказе о Карлсоне это главное) в число причин его популярности в Америке не входит то, что он критикует Вашингтон с как бы пророссийских позиций. Тут вообще никаких иллюзий не должно быть: Такеру Карлсону глубоко наплевать на Россию и ее видение мира так же, как и в России всем было наплевать на Карлсона до начала исторических торгов с США вокруг Украины

Его единственная забота – интересы Америки, как он их понимает. Конфликтовать с ядерной державой из-за какой-то Украины, подталкивая эту ядерную державу к союзу с коммунистическим Китаем, – это, по его мнению, то, что интересам Америки противоречит.

Звучит вполне убедительно, не так ли? За это Карлсона в Демпартии и не любят, хотя в основном не за это. Национал-эгоизм с опорой на традиции – вот то, что сделало его «нерукопожатным» в либеральных кругах, о чем бы он ни рассуждал – о BLM, феминизме или миграции. Однако отказ брендов от рекламы в его шоу только укреплял имидж неподкупного нонконформиста – и стал одним из факторов, сумма которых сделала Карлсона «самым-самым» сразу в нескольких категориях.

После инаугурации нового президента его политическое шоу стало единственным, чьи рейтинги не падали, а росли – все консерваторы стали слетаться, как мотыльки, на излучаемый Карлсоном свет. В основном это пенсионеры (они главные телезрители и в США тоже), которых пугает «новая этика», но и многие другие из числа тех, кому не нравится Джо Байден – в условиях, когда рейтинг крайне непопулярного президента продолжает падать, рейтинг программы его самого яркого критика не может не расти. 

Все это происходит в условиях небывалого кризиса доверия американцев к традиционным медиа. Они помнят, какую войну без правил СМИ устроили президенту Трампу, они видят, как беззастенчиво опекают они же президента Байдена – и не верят больше либеральным СМИ, переключаясь на Карлсона, который всегда готов идти против мейнстрима, потому что это его фишка.

Куда это приведет Карлсона в дальнейшем, не знает никто, но в американских СМИ обсуждались варианты чрезвычайные, вплоть до претензии журналиста на Белый дом как кандидата в президенты от Республиканской партии (кстати, Карлсон родился и вырос в Сан-Франциско – самом, как считает молва, либеральном городе Америки, где республиканцы рождаются только у туристов из Техаса).

Радетелю «американской мечты» мечтать о таком было бы вполне логично (и в каком тогда интересном свете предстанет та реплика певицы Спирс!). А о том, мечта это или «новый тренд», можно будет судить по выборам во Франции, где на пост президента серьезно (но уже менее серьезно, чем месяц назад) претендует Эрик Земмур – политический комментатор и писатель, как Карлсон, который так же, как Карлсон, умеет спорить и убедительно критикует нынешнюю политику Запада в отношении России. 

Несмотря на разницу между Францией и США, Земмур и Карлсон действительно похожи. Как минимум – у них одни и те же враги, не скованные гражданством из-за претензий на глобальное влияние.

Посмотрим, что сможет против них Земмур с личными достоинствами и сильными сторонами как у Карлсона (впрочем, американец еще и трезвенник). Если ничего не сможет, будем считать, что интерес к журналистам как политикам продиктован в основном тем, что их коллеги – другие журналисты за них болеют.

А в реальности – ну пять миллионов зрителей, ну шесть. Да пусть даже пятьдесят – у некоторых звезд «Инстаграма» и «Тик-тока» их все равно гораздо больше, а лидерами влиятельнейших стран мира по-прежнему часто становятся те, о чьем существовании до выборов знали только родные и близкие.

Если «глубинное государство» так сильно, как утверждает Такер Карлсон, с Такером Карлсоном оно как-нибудь справится.

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

..............