Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
22 мая 2019, 21:07 • В мире

Генштаб ВСУ возглавил виновник массовой гибели украинских военных

Генштаб ВСУ возглавил виновник массовой гибели украинских военных
@ president.gov.ua

Tекст: Евгений Крутиков

Первым кадровым назначением президента Украины Владимира Зеленского в армии стала фигура нового начальника генерального штаба ВСУ генерал-лейтенанта Руслана Хомчака. Как этот человек причастен к поражению украинской армии под Иловайском, массовой гибели украинских военных – и почему он хотел уволиться из ВСУ?

Генерал Хомчак родился на западе, в Ровно, учился в Москве, служил до 1991 года в Германии, а затем стандартно продвигался по карьерной лестнице уже в украинской армии. На фоне войны такие биографии ничтожны, ибо настоящие карьеры делаются на войне, по ней и судят об офицерах и генералах. И тут с Хомчаком все плохо. Это он планировал операцию по окружению Донецка летом 2014 года, закончившуюся чудовищным для ВСУ «иловайским котлом», в должности командующего войсками сектора «Б».

Генерал-лейтенант Руслан Хомчак хорошо и близко знаком с Игорем Коломойским. Наверное, это все, что нужно знать о новом начальнике генерального штаба ВСУ, но все-таки поясним.

Это не смешно, но летом 2014 года планирование операции по окружению Донецка через Иловайск проходило не в Киеве в генеральном штабе, а в Днепропетровске – в кабинете правой руки тогдашнего губернатора области Игоря Коломойского Геннадия Корбана. Добрбаты курировал, кормил, обувал, одевал и вооружал лично Игорь Коломойский, потому все это и происходило в кабинете его помощника.

В совещании 5 августа, помимо хозяина кабинета, участвовали командиры добрбатов Семен Семенченко («Донбасс»), Андрей Билецкий («Азов») и журналист-«волонтер» Юрий Бутусов, обладавший неясным, но существенным влиянием. На связи находились глава департамента милиции особого назначения МВД Виктор Челован и представитель МВД «в зоне АТО» Владимир Гриняк. Председательствовал Корбан.

Сперва обсуждались технические детали: с какой стороны зайти, частоты и качество связи. С опозданием на час (всего совещание длилось пять-шесть часов) прибыл командующий сектором «Б» генерал Руслан Хомчак. Он занял место Корбана и объяснил «вводные». По мнению Хомчака, дело близилось к развязке. «Сепаратисты», с его слов, были деморализованы и не в состоянии вынести удар украинских войск и добрбатов. При этом критично важно одновременно окружить Донецк и снова выйти к российской границе.

Предыдущие попытки окружить Донецк через Шахтерск закончились бойней, а выход узкой кишкой к границе превратился в «изваринский котел» с позорным бегством украинских частей через российскую границу, где их интернировали. Хомчака это не смущало. Он соглашался, что сил ВСУ недостаточно, на линии фронта зияют дыры, но общая концепция сохраняется. Он с регулярными частями ВСУ блокирует Донецк, а добрбаты общими усилиями занимают Иловайск – крупнейший железнодорожный узел.

Хомчак сказал, что у него не хватает пехоты, потому зайти в Иловайск должны добрбаты. Там вообще делать нечего, там не больше 50 сепаратистов, сказал он. Вы его одним наскоком возьмете, как индейцы.

С этого момента к Иловайску в украинских частях прилепилось прозвище Илинойск, а изначально задумывавшееся как второстепенное наступление на Иловайск в результате излишней пиар-активности превратилось чуть ли не в главную битву войны.

В реальности в Иловайске стоял отряд Михаила Толстых («Гиви») и обстрелянные части ополченцев, до этого оборонявшие Саур-Могилу – лучшее, что тогда было у донбассовцев. К отряду Гиви именно тогда приклеилось название «Сомали». Прибыв под Иловайск и Саур-Могилу в разгар жары Толстых – Гиви сказал местному командиру с позывным «Малой» (он реально выглядит, как подросток, такое строение тела): «Жарко тут у вас, прямо как в Африке. Чистое Сомали».

10 августа батальоны «Донбасс» и «Азов» отправились с толпой журналистов брать Иловайск. Семенченко предлагал сделать это «для картинки». «Там есть памятник Ленину, зачистим сепаров и стрельнем в него из гранатомета», – говорил он. Менее чем через час они с потерями и в большом недоумении откатились на прежние позиции.

Через неделю у Иловайска скопились уже чуть ли не все имевшиеся в наличии боеспособные добрбаты: «Донбасс», «Днепр-1», «Херсон», «Шахтерск», «Миротворец», «Свитязь», «Прикарпатье» и «Азов». 18 августа они имитировали атаки на окраины города, а основная масса ломанулась прямо в центр по прямой. К 19 августа они заняли западную часть Иловайска (железная дорога разрезает город пополам с юга на север).

Все это время части ВСУ под командованием Хомчака просто стояли на месте и не делали ничего, как бы блокируя Донецк с юга. Впоследствии это объяснялось просчетами разведки и отсутствием координации между ВСУ (то есть Хомчаком) и добрбатами. И это на фоне постоянного муссирования темы Иловайска во всех украинских СМИ и прямыми эфирами с линии фронта через соцсети. В конце концов Хомчак распоряжается выделить танки и БМП из состава 93-й и 17-й бригад. Но было поздно. За пять дней уличных боев Иловайск был полностью разрушен, но добрбаты не смогли перейти железную дорогу.

24 августа, в День независимости Украины, две механизированные группы ополченцев с двух флангов пробивают позиции добрбатов, сбрасывают их и через несколько часов полностью окружают украинскую группировку в западной части города. Батальон «Прикарпатье» побежал сразу, оставив позиции, и поймать его удалось только в Кировоградской области. Батальон «Азов» просто ушел в Мариуполь, сказав, что это важнее. Весь южный участок фронта под командованием генерала Хомчака распался на глазах в течение полутора суток. 26-го катастрофа была видна невооруженным глазом.

Захарченко и Гиви предложили окруженным сдаться. 27 августа Владимир Путин предложил ополченцам приостановить наступление, то есть не брать сходу Мариуполь и предоставить окруженным украинским частям гуманитарный коридор.

Впоследствии Хомчак утверждал, что он якобы лично вел переговоры с представителями российского Генштаба об организации коридора. Условия выхода были предельно простыми: украинские части выходят из Иловайска без тяжелой техники. Тут начинается путаница, поскольку вместо этого они двинулись на выход при полном вооружении, что было расценено не как выход по гуманитарному коридору, а попытка прорыва и перегруппировки. Их закономерно уничтожили.

Представители добрбатов утверждают, что их дезинформировал Хомчак, ничего не сказав про технику. По другой версии, командиры добрбатов сами отказались сдавать оружие, а Хомчак их просто поддержал. Так или иначе, к 2 сентября иловайская группировка перестала существовать. Число погибших колеблется от 400 официально до 1500 неофициально посчитанных.

То есть тут к Хомчаку две претензии. Во-первых, бездарное планирование и разведка. Во-вторых, непонятно кто отдал безумный приказ на выход с оружием уже после договоренностей на уровне президента Путина. И таким образом,

запланированное Зеленским расследование событий «иловайского котла» при генерале Хомчаке–начгенштаба уже никогда не будет объективным.

В 2015 году Порошенко расформировал оперативное командование «Юг», которое возглавлял Хомчак, а ему предложили бюрократическую должность главного инспектора МО. Сейчас на Украине это подается как положительная черта. Мол, Хомчак в должности главного инспектора изъездил все части и знает положение армии. Но есть данные, что Хомчак был оскорблен этим назначением и даже говорил в узком кругу, что собирается уволиться из армии. У него зуб и на бывшего президента Порошенко, и на бывшее командование армии и генштаба. Он легко их утопит, если будет инициировано новое расследование.

При этом про Иловайск он говорит, что план разрабатывался именно в Киеве и это начгенштаба Муженко отдал ему приказ окружать Донецк через Иловайск и Харцызск после провала операции в Шахтерске. А он лишь выполнял приказ теми средствами, что у него были. А окружение Иловайска, по его словам, осуществляли российские войска, потому и было невозможно организовать оборону. Это стандартные отговорки.

Таким образом, Хомчак ничем не лучше прежнего начгенштаба Муженко. Все они «окруженцы», разбитые генералы с сомнительной политической историей и опасными связями. Результат от таких перемен ничтожен. Конечно, если исходить из того, что украинская армия будет как-то реформироваться. Должность начгенштаба все-таки очень техническая.

..............