Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
14 июня 2018, 17:50 • Общество

Говорухин, которого мы потеряли

Говорухин, которого мы потеряли
@ Сергей Пятаков/РИА «Новости»

Tекст: Антон Крылов

Станислав Говорухин обладал удивительным даром – для каждого нового поколения зрителей он умел снять фильм, который становился «главным». Сложно найти человека, не смотревшего в свое время говорухинские фильмы «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя», «Ворошиловский стрелок». И, в отличие от многих политиков, Говорухин не только знал, как нельзя, но и мог сказать, как надо.

В России надо жить долго. Станислав Сергеевич Говорухин прожил 82 года и сумел сказать очень важные вещи представителям совершенно разных поколений, начиная со своих ровесников и заканчивая сегодняшними школьниками.

Тем, кто в силу возраста не успел на Великую Отечественную и, подобно Владимиру Высоцкому, изнывал среди сытых советских будней «от мелких своих катастроф», Говорухин подарил горы. Фильм «Вертикаль», снятый более чем полвека назад, в 1967 году, стал 73-минутым рекламным роликом альпинизма – со всенародно известными песнями все того же Высоцкого.

А ведь повернись что-то по-другому – и «спортом настоящих мужчин» в СССР мог бы стать вовсе не любимый Говорухиным альпинизм, а, например, водные лыжи. Да и самым популярным певцом 70-х был бы не друг режиссера Владимир Высоцкий, а кто-нибудь другой.

«Место встречи изменить нельзя» стал главным советским телефильмом, конкурировать с ним по популярности могут только «17 мгновений весны». Про Жеглова и Шарапова, в отличие от Штирлица, не сочиняли анекдотов, зато сочинили песню. Композиция «Атас!» группы «Любэ» в начале 90-х звучала из каждого утюга, и абсолютно ни у кого не возникало вопросов, что это за «пресловутая «Черная кошка».

Фильм «Пираты ХХ века» снял друг Говорухина режиссер Борис Дуров, поэтому, когда говорят о самом кассовом советском кино, в первую очередь вспоминают его. Но сценарий суперпопулярного фильма, прославившего Николая Еременко-младшего и Талгата Нигматуллина (к сожалению, ненадолго), написал Станислав Говорухин.

Те, кто был детьми в первой половине 80-х, неизбежно смотрели по телевизору «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», а те, кто помладше – «В поисках капитана Гранта». Говорухин был и режиссером, и автором сценария обоих телефильмов, без которых невозможно представить детство тех, кому сейчас около сорока.

В «главном фильме русского рока» «Асса» Говорухин сыграл основную отрицательную роль. И опять-таки, кто знает, смогли бы питерские рокеры так громко прозвучать и заявить о себе как о голосе нового поколения, если бы их благородство и красоту не подчеркивал мерзкий «папик» и безжалостный убийца Крымов, блестяще сыгранный Станиславом Сергеевичем.

Картина «Десять негритят» снималась в Крыму параллельно с «Ассой», Говорухин был и сценаристом, и режиссером. Этот фильм стал ярким примером кинематографического воплощения такого сложного для воспроизведения визуальными средствами жанра, как герметичный детектив (недавно провалился голливудский блокбастер «Убийство в Восточном экспрессе», снятый по произведению той же Агаты Кристи).

Документальный фильм «Так жить нельзя», вышедший в 1990 году, поставил жирную точку на «советском мифе». Конечно, вряд ли можно говорить, что благодаря Говорухину отрицавший все советское Борис Ельцин смог выиграть выборы сперва председателя Верховного Совета в 1990-м, а затем президента в 1991 году. Но фильм стал, пожалуй, одним из самых мощных антисоветских высказываний, сравнимым по степени влияния на умы разве что с многолетней подрывной работой, которую вел журнал «Огонек» под руководством Виталия Коротича.

В отличие от большинства политиков, умеющих хорошо объяснять, как жить нельзя, но не представляющих, как жить надо, у делавшего первые шаги в этом направлении режиссера был готов ответ. В 1992 году, уже после распада СССР, вышел фильм «Россия, которую мы потеряли». Если во второй половине десятых над наивным монархизмом Натальи Поклонской в основном смеются, то в начале 90-х «хруст французской булки» еще был не забавным мемом*, а вполне всерьез обсуждаемым вариантом будущего.

В том, что свежеразвалившаяся страна искала образы будущего в прошлом, нет ничего удивительного. С монархизмом в те годы играли многие, но особенно популярен он был у кинематографистов, возможно, из-за их художественного мышления. Монархическую идею активно продвигал Никита Михалков, чья роль Александра III в фильме «Сибирский цирюльник» была воспринята как политическое высказывание.

Увлечение Говорухина монархизмом продлилось недолго. Став депутатом Госдумы от Демократической партии России, Говорухин ушел в оппозицию власти. Единственной реальной альтернативой в те годы была левая оппозиция, поэтому, не вступая в КПРФ, режиссер поддерживал инициативы коммунистов – и лично Геннадия Зюганова на выборах 1996 года. В 2000 году Говорухин решил баллотироваться в президенты сам, но занял восьмое место, набрав 0,44% голосов, меньше Эллы Памфиловой и Бориса Титова.

За полтора года до выборов Говорухин снял очередной «главный фильм десятилетия» – «Ворошиловский стрелок» с Михаилом Ульяновым в главной роли. Это диагноз 90-м годам и фактически апология самосуда на фоне полной импотенции и капитуляции перед криминалом государственной машины. По сути, это был ремейк «Так жить нельзя», только в виде художественного, а не документального фильма.

Говорухин далеко не сразу поверил, что в 2000-е жизнь изменилась. Он был в оппозиции еще несколько лет, и только в 2005 году решил вернуться в большую политику, вновь выдвинувшись в Государственную думу, на этот раз – от правящей партии «Единая Россия». Все последние годы он занимал пост председателя комитета по культуре.

Работа в Государственной думе не мешала ему регулярно выпускать новые фильмы. Причем, подобно Валентину Катаеву, поздний Говорухин стилистически очень сильно отличается от своих же произведений раннего и среднего периода творчества. "Weekend" и «Конец прекрасной эпохи» – это легкие и непафосные черно-белые вариации на тему классического французского детектива «Лифт на эшафот» и рассказов Сергея Довлатова соответственно.

В десятые годы Говорухин уже не пытался снять очередной «главный фильм» – он уже сказал все, что хотел сказать, и просто делал кино, которое ему нравилось. «Либеральный обком», разумеется, сурово порицал Говорухина и за письмо, призывавшее не искать политику в деле ЮКОСа, и за руководство штабом Владимира Путина в 2012 году, но нет ни малейших свидетельств того, что его это как-то всерьез задевало. Говорухин всегда был патриотом и действовал в соответствии со своими убеждениями, обвинить его в том, что он действовал исходя из конъюнктурных соображений, не может никто.

За последние полвека в СССР и России сменились не одна, не две и даже не три эпохи. Но всегда рядом были фильмы Станислава Говорухина. Он ушел, а они останутся навсегда, и цитатами из «Место встречи изменить нельзя» еще будет говорить не одно поколение русских людей.

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

..............