Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

5 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

9 комментариев
27 июня 2019, 01:00 • Политика

Как избавиться от бед на дорогах

Как избавиться от бед на дорогах
@ Алексей Мальгавко/РИА Новости

Tекст: Михаил Мошкин

Как сделать так, чтобы российские дороги стали безопасными, комфортными и надежными? Несколько месяцев эксперты вместе с представителями правительства и губернаторами анализировали самые острые вопросы развития дорожной сети, чтобы представить их на утверждение на заседании Госсовета в Кремле.

В России по-прежнему мало дорог высокого качества, заявил президент, открывая Госсовет. Улучшения, по словам главы государства, есть, но касаются они в основном федеральных дорог. А вот качество дорог регионального значения по-прежнему оставляет желать лучшего. Причина этого, по словам Владимира Путина, в отсутствии у регионов долгосрочных программ развития дорожного хозяйства. А ведь именно они могут дать возможность строителям планировать работу на годы вперед, инвестировать в технику, специалистов и современные технологии. Важным, но не самым определяющим фактором, остается и стоимость строительства дорог.

На качестве дорог не стоит экономить

В частности, Путин потребовал от ведомств разобраться в ситуации, когда подрядчики при строительстве и ремонте дорог вынуждены занижать цены, чтобы выиграть тендер. «Поэтому компании либо вовсе отказываются от таких подрядов, либо как им заблагорассудится и как удается выкручиваются, что негативно сказывается и на качестве дорог, и на сроках выполнения дорожного строительства», – сказал Путин.

«Подрядчики зачастую выходят на конкурс, где заведомо занижены цены на битум, асфальт, асфальтобетон, щебень, другие материалы», – перечислил Путин.

Участники заседания в этой связи предложили изменить порог антидемпинговых мер в ходе тендеров по строительству или ремонту дорог, чтобы учитывать необходимость их рентабельности. Эту тему, например, подхватил в своем выступлении глава Бурятии Алексей Цыденов, который возглавляет рабочую группу Госсовета по направлению «Транспорт».

«Мы предлагаем дополнительно проработать вопрос порога антидемпинговых мер при проведении конкурсов и аукционов по строительству, реконструкции и капремонту дорог.

На сегодня порог антидемпинга – это 25%. Но анализ качества дорог при таком падении вынуждает пересмотреть его в сторону ужесточения», – цитировал Цыденова ТАСС.

Глава рабочей группы предложил: надо проработать возможность при снижении цены более чем на 10% от первоначальной суммы «требовать от заказчика дополнительные обоснования или финансовое обеспечение».

Для повышения дисциплины при дорожном строительстве эксперты предлагают ввести норму, при которой подрядчики будут отвечать за состояние дороги на протяжении ее эксплуатации. «Когда строители не бросают объект после строительства, а и дальше имеют с ним дело, то им нет никакой выгоды занижать цены», – рассказал газете ВЗГЛЯД гендиректор Института инструментов политического анализа Александр Шпунт. Он убежден, что решить проблему заниженных цен при строительстве дорог можно в том случае, если победившая в тендере компания будет затем обязана отвечать за состояние трассы на протяжении всего срока эксплуатации – до очередного капитального ремонта.

«В таком случае никакой выгоды от занижения цены, от экономии за счет более дешевых материалов, у подрядчиков просто не будет. Ведь им же дальше и ремонтировать эту дорогу. Подрядчику будет невыгодно использовать низкокачественные материалы, экономить на битуме, щебне и других материалах. На конкурсы должна выходить организация, которая предлагает не только строительство дороги, а ее дальнейшую эксплуатацию», – считает Шпунт.

«Кромешная темень»

Безопасность дорожного движения во многом зависит от обустроенности дорог, в том числе – от их освещенности, подчеркнул Владимир Путин. 

«С этим у нас, прямо скажем, беда. За пределами агломераций практически на всех дорогах – кромешная темень», – заявил президент.

Сейчас качественному освещению на трассах мешает не только нехватка необходимой инфраструктуры, но и дефицит средств на оплату электроэнергии. «Это вынужденная экономия, и она приводит, к сожалению, к авариям и трагедиям. За такую ситуацию отвечают и энергетики, и главы регионов, и правительство в целом. Прошу всех, безусловно всех, кого я сейчас упомянул, согласованно и незамедлительно приступить к решению вопроса о тарифах для освещения дорог. И конечно, нужно определиться с темпом, с пошаговым решением этих задач: что, где, когда нужно в первую очередь начать освещать», – подчеркнул Путин.

Иностранцев оштрафуют по полной

Обсуждалось на «дорожном» совещании не только качество дорог, но и безопасность и ответственность тех, кто этими дорогами пользуется – рядовых водителей и пешеходов.

Особое внимание участников заседания привлекло программное выступление главы МВД Владимира Колокольцева, который назвал целью своего ведомства к 2024 году выйти на снижение смертности от ДТП в России в 3,5 раза, а к 2030 году – вообще выйти на нулевой уровень.

Задача весьма амбициозная. С 2006 года число погибших в ДТП уже сократилось почти в два раза, не без гордости отметил Колокольцев. Хотя, добавил он, ситуация на дорогах пока остается достаточно сложной. Добиться снижения аварийности можно только с помощью целого комплекса разных мер.

Для того чтобы избежать попадания на дорогу «сложных» – неадекватных водителей, МВД хотело бы получить доступ к базам данных Минздрава, чтобы за руль не садились люди с противопоказаниями, сказал глава МВД.

Колокольцев рассказал не только о пожеланиях своего ведомства, но и о новшествах. Так, глава МВД заявил: иностранцам запретят возвращаться в нашу страну, если у них останутся неоплаченные штрафы за нарушения ПДД на территории России.

«Совместно с Федеральной таможенной службой предстоит создать информационную базу данных. В результате появится возможность контролировать уплату штрафов иностранными гражданами при выезде из России, а также накладывать временный запрет на въезд до исполнения ими обязательств», – сказал Колокольцев.

«МВД говорит: чтобы эта система работала быстро, надо совмещать штрафные базы в разных регионах с федеральными и поверять номера машин, когда они покидают территорию страны», – сказал по этому поводу газете ВЗГЛЯД руководитель лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян.

По его оценке, в крупных городах, особенно в Москве, Петербурге, Казани, такая норма может начать работать «по щелчку», потому что здесь хорошо развита система фиксации нарушений ПДД. В других городах, где система еще не так сильно распространена, потребуются вложения. Придется не только разместить камеры, но и отработать схему оперативной передачи данных о штрафах пограничной службе.

Он считает, что этим вопросом раньше не занимались по той причине, что данная проблема существует не во всех регионах. «Не везде с этим сталкивались, а в Москве, Петербурге и приграничных регионах есть проблема неравной меры ответственности между гражданами России и теми, кто ездит на машинах с иностранными номерами», – говорит эксперт.

Кстати, эксперты рекомендуют властям обратить внимание на проблему, возникшую на наших дорогах совсем недавно – это статус водителей, которые пользуются каршерингом. Дело в том, что сервисы каршеринга не имеют права проверять, обладает ли клиент водительскими правами.  

«Я, как автомобилист и мотоциклист, могу сказать, что меня не устраивает, как себя ведут на дороге водители на каршеринговых машинах. До сих пор это никак не регулировалось. Возникают сложные ситуации, когда люди, которые вообще не имеют прав, пользовались пробелами в законодательстве и брали машину в каршеринг», – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД политолог Марат Баширов.

«Правоприменительная практика должна измениться. Неплохо было бы еще поставить вопрос об электроскутерах на дороге, но это, видимо, уже в следующий раз», – добавил Баширов.

Губернаторам понравилось класть асфальт

Напомним, ранее газета ВЗГЛЯД рассказала о том, как в подмосковном Солнечногорске в рамках подготовки к заседанию Госсовета прошли тренинги с практическим уклоном – группу российских губернаторов учили собственноручно класть асфальт. Помимо того, что региональные руководители «на кончиках пальцев» почувствовали специфику дорожных работ, они в рамках семинара-совещания перенимали удачный опыт развития дорожной сети в соседних регионах и за границей.

«Хотел бы от имени федеральных органов выразить благодарность за формат подготовки к Госсовету, который мы в этот раз попробовали. Провожу регулярные встречи с руководителями регионов, но провести такое объединенное обсуждение со всеми руководителями субъектов, по всем вопросам, с участием экспертов и ведомств и даже министерства финансов нам никогда не доводилось», – сказал уже на заседании Госсовета по этому поводу министр транспорта Евгений Дитрих и добавил: «Полагаю этот формат очень эффективным». 

Отметим, что проработка тем и предложений к Госсовету занимает около полугода. «Домашние наработки» проходят тщательную обкатку во время обсуждений с участием экспертов, глав регионов и представителей профильных министерств.

Марат Баширов считает, что такой вариант подготовки отражает в целом новый стиль работы Госсовета.

«Собираются губернаторы, и в формате open space, что называется без галстуков, участвуют в обсуждении.

Оказалось, что это гораздо продуктивнее, чем в советское время, когда кто-то один выступал с трибуны. С новым форматом совсем другой уровень вовлечения, погруженности в проблемы», – сказал Баширов.

По его словам, такие семинары помогают региональным руководителям набраться практического опыта. «Не все губернаторы заканчивали автодорожные институты. А тут можно посмотреть на практике, что очень эффективно. Потом приезжает президент, губернаторы ему докладывают, а он фиксирует, согласен или нет. И затем все итоги уже появляются в виде указа, поручения. Тогда и начинается административная работа, но решение получается уже более выверенное, комплексное», – заключил политолог.

..............