«Штука довольно редкая»

@ zagorsk.ru

10 сентября 2012, 16:30 Мнение

«Штука довольно редкая»

Собственная часовая промышленность – штука довольно редкая, и сейчас во всем мире собственное часовое производство присутствует лишь у Швейцарии, Японии, Китая, Германии и России.

Михаил Диунов Михаил Диунов

кандидат исторических наук, публицист

Задача данного текста – кратко описать историю развития часовой промышленности СССР. Интерес именно к этой отрасли связан, прежде всего, с сочетанием факторов: с одной стороны, с исключительной требовательностью часовой промышленности к культуре производства, а с другой стороны, с массовостью советского часового производства, достигшего уже в середине XX века полной автономности СССР в обеспечении страны данным продуктом.

После революции СССР перестал быть страной, развивающей высокое часовое искусство

Вообще надо отметить, что собственная часовая промышленность – штука довольно редкая, сейчас во всем мире собственное часовое производство (под ним имеется в виду не выпуск часов как таковых, а производство механизмов, которые являются объектом точной механики и сложны в производстве) присутствует лишь у Швейцарии, Японии, Китая, Германии и России.

Когда-то довольно развитая часовая промышленность США и ряда европейских стран ныне прекратила свое существование, перестав быть конкурентоспособной в сравнении с массовым производством дешевых китайских часов, недорогих и качественных японских и более находящихся в сфере «эмоционально воспринимаемых брендов» швейцарских часов.

До 1917 года в Российской империи, как и во множестве развитых стран мира, собственная часовая промышленность была построена преимущественно на производстве часов на основе закупаемых в Швейцарии точных и надежных механизмов. Крупные производители, такие как Мозер, Буре (кстати, надо отметить, что одна из крупнейших и моя любимая часовая фирма Тиссо в конце XIX – начале XX века практически полностью работала на русский рынок и была в значительной степени русско-ориентированной) и др., были часовщиками с европейски известным именем, и их продукция была престижной и востребованной. После революции СССР перестал быть страной, развивающей высокое часовое искусство, и первоначально просто лишился собственного производства, а затем освоил лишь массовые, максимально простые механизмы.

К 1920 году все часовые производства, уцелевшие в ходе революции и гражданской войны, были объединены в ГУ «Точмех», позднее преобразованный в трест «Точмех». Однако ничего более сложного, чем выпускать настенные часы с маятником и будильники, советский трест не смог. Попытки организовать совместное производство с рядом швейцарских фирм успехом не увенчались, поэтому в 1929 году, воспользовавшись кризисом, в США были куплены два часовых завода (в 1990–2000-е годы таким же образом Китай развивал собственное автомобильное производство), на базе которых были созданы два государственных завода, уже с 1930 года приступившие к выпуску первых собственно советских часов. Надо отметить, что, естественно, никаких инженерных разработок в СССР не было произведено, механизм просто копировался.

Однако СССР требовалось больше часов, закупать которые за границей было слишком дорого, а производственных возможностей двух фабрик было недостаточно на всю страну. В 1936 году были приобретены производственные линии и чертежи французских механизмов фирмы Lip. На базе этих мощностей был создан третий часовой завод.

Первой массовой советской часовой маркой стали часы «Победа», выпущенные в 1946 году. Надо отметить, что механизм часов маркировался «К-26» и был основан на калибре R-26 французской часовой фирмы Lip. В 1954 году выпуск часов этой марки был передан с 1-го МЧЗ на ряд других заводов «второго уровня», где эти часы и выпускались до 1990-х годов.

Расцвет советской часовой промышленности был связан с периодом 1950–1970 годов. В результате стремительного роста объемов часового производства было достигнуто полное самообеспечение внутреннего рынка СССР часами, данный товар перестал быть дефицитным, за исключением ряда редких и престижных марок. К концу существования СССР в нем присутствовали следующие часовые заводы:

1) 1-й МЧЗ «Полет», Москва;
2) 2-й часовой завод «Слава», Москва;
3) ЧЧЗ «Восток», Чистополь;
4) МЧЗ «Луч», Минск;
5) ПЧЗ «Ракета», Петродворец;
6) «Чайка», Углич;
7) «Заря», Пенза;
8) ЗиМ, Куйбышев;
9) «Наири», Ереван;
10) «Севани», Ереван;
11) «Маяк», Сердобск;
12) ЗЧЗ, Златоуст;
13) ЧЧЗ, Челябинск;
14) ОЧЗ, Орел;
15) ЭЧЛ, Ленинград.

Не все заводы имели собственные разработки механизмов, чаще всего механизмы разрабатывались централизованно, а затем их производство распределялось по всем заводам СССР. Естественно, качество одного и того же механизма, произведенного разными заводами, весьма сильно отличалось. Так, репутация часов из Армении или, скажем, часов «Заря» была весьма невысокой, в то же время очень ценились часы 1-го часового завода и Петродворцовского завода.

Но важным моментом во всей истории часового производства было то, что абсолютно все механизмы 1940–1960-х годов были более или менее доработанными (чаще всего под учет специфики советских технологических возможностей) клонами вначале старого, купленного еще в 1936 году механизма Lip, а затем швейцарских механизмов 1940–1950-х годов. Предъявить какие-либо претензии СССР в то время было невозможно (как сейчас невозможно предъявить их Китаю, клонирующему любую промышленную продукцию).

Часы с такой популярной и распространенной функцией, как автоподзавод, в СССР смогли выпустить лишь в 1956 году, это были часы «Родина». Надо отметить, что СССР вплоть до 1970-х годов XX века не смог справиться с такой достаточно тривиальной задачей, как создание хронографа. Первый советский хронограф (механизм 3133) был создан 1-м МЧЗ лишь в 1976 году, и при этом он все равно оказался доработанным механизмом ETA Valjoux 7734 из Швейцарии (документы на который были приобретены СССР в начале 1970-х). За удачную адаптацию швейцарского механизма инженеры 1-го МЧЗ получили государственную премию, а хронограф «Полет» пошел в серию.

Также большие проблемы были у советских часов с водозащитой – большая часть выпускавшихся часов не имела водозащиты вообще, а те, что имели, на 90% обладали уровнем, позволявшим максимум мыть руки в часах или не бояться попасть под дождь. Даже самые дорогие советские часы, в том числе золотые, выпускались только с пластиковыми стеклами, закрывающими циферблат. Еще одной проблемой был материал корпуса часов, в большинстве случаев использовалась латунь, которая легко повреждалась (в то время как во всем мире все шире использовались стальные корпуса, а латунь осталась лишь для самых дешевых марок), позолота корпуса, производимая в СССР, была нестойкой и через два–три года ношения начинала «облезать». В СССР вовсе не производились часы с усложнениями наподобие турбийона (лунный календарь смогли освоить лишь в 1980-е и лишь в малых сериях), не делались часы-скелетоны и многое другое. Уже в 1980-х годах качество производства советских часов, и до этого отнюдь не образцовое, хотя и приемлемое, начинает резко падать, что на фоне популярности электронных часов в это десятилетие приводит советскую часовую промышленность к началу 1990-х годов в полный упадок.

Источник: Блог Михаила Диунова

..............