Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

2 комментария
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
6 июня 2008, 17:55 • Культура

Морской клоун в самом выгодном свете

Морской клоун в самом выгодном свете
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Валентин Колесников

В ближайшие летние месяцы на Чистых прудах можно наблюдать акул, морских котиков, медуз* и аквалангистов, подныривающих под танкеры. На бульваре открылась фотовыставка Дэвида Дубиле «Подводный мир». В позапрошлом году на том же самом месте тот же журнал «Афиша», что ныне предлагает погрузиться в подводный мир вместе с Дубиле, делал выставку Яна-Артюса Бертрана «Мир с высоты».

Новая экспозиция очень похожа на прежнюю, двухлетней давности, только теперь вместо вида сверху – вид снизу, а вместо мира с высоты – мир из-под воды. И изображения у именитых фотографов (Дубиле снимает моря и океаны более 50 лет, он автор семи книг) одинаково гламурные, красочные, напоминающие фотообои.

Без идеологии

Единственное, с чем могут ассоциироваться выставленные изображения, – с мультфильмами

Но есть еще одно различие. Выставка Бертрана содержала внятный и довольно агрессивный идеологический, точнее, экологический посыл: мир на грани глобальной катастрофы; природа вымирает; если хозяйственная деятельность человека не будет ограничена, планета превратится в пустыню.

На огромных щитах красовались обработанные на компьютере виды исландских ледников и тихоокеанских коралловых рифов, которые смотрелись неплохо, но веселые картинки отравляли серьезные подписи к ним.

И подписи эти были предсказуемо идеологичны: человек уничтожает природу, а виноваты в этом американцы, потому что жрут и пьют намного больше, чем весь остальной мир.

Вполне предсказуемо для западного «продвинутого» интеллектуала: вымершая после Чернобыля Припять, исчезающие киты, вырубленные бразильские леса, истребляемые островные птицы.

Картинки Дубиле – невероятно благостные. Даже если на них изображена, скажем, советская военно-морская техника. «Русский миноносец №356 покоится в чистейших водах», – гласит подпись к снимку, сделанному на Каймановых островах.

Что забыл на Каймановых островах русский миноносец и почему он покоится именно в их чистейших водах? Кое-что на эту тему сказано в сопровождающем тексте, хотя больше по поводу островов и чистейших вод, чем миноносцев.

К самим же фотообоям подобные вопросы адресовать бесполезно.

Изображения морских диковин обработаны таким образом, что всякое ощущение подлинности, документальности съемки утрачено – и сделано это явно осознанно, потому что так красивее.

«Портрет хрупкого морского дракончика, похожего на викторианскую брошь» – пожалуй, самый гламурный фотопортрет, который я видел в своей жизни. Жаль, морской дракончик не в состоянии оценить совершенство цифровых технологий и качество полиграфии.

Вообще, подписи к фотографиям звучат, как песни или даже как классика какой-нибудь древневосточной лирики.

«Две крупные медузы* вида Mastigias спокойно дрейфуют по течению под покровом цветных листьев»; «Медуза-перевертыш плывет в лучах вечернего солнца»; «Рыба-звездочет выглядывает в ожидании добычи из темных вулканических песков, напоминая маску майя»... – средневековые японские поэты могли бы позавидовать таким метафорам.

Правда, из подобных метафор у поэтов, как правило, следовал некий вывод-резюме философского или морально-этического толка. Что-нибудь типа «И понял я, что старею».

Ничего такого опасаться посетителям фотовыставки на Чистых прудах не следует. Красивые картинки самодостаточны и никакой рефлексии над ними не предполагают.

На картинках, конечно, изображены в том числе и акулы, совокупляющиеся черепахи или черепашьи самцы, сражающиеся за самку, самые разнообразные подводные гады – но не только.

Фотограф, судя по выставке, любит снимать полуголых чернокожих рыбаков, пловцов, а также морские суда, особенно грузовые. Есть даже очень трогательное полотно «Изнуренный подводными тренировками отряд специального назначения отдыхает у стены бассейна» – снятая из-под воды толпа парней в коротких шортиках и ластах.

Вид у спецназовцев совершенно не изнуренный, во всяком случае, если бы не подпись, такое предположение и в голову не могло бы прийти: лица персонажей находятся над водой, то есть в объектив не попадают, а все остальное – внешне крепкое, готовое в любой момент к труду и обороне.

Мультфильмы

Впрочем, когда персонажами оказываются животные, названия не менее поэтичны: «Лунная медуза приютила рыбку-бычка в прозрачном куполе», «Морской клоун в самом выгодном свете в ночном море» и т. п.

Почему-то очень много изображений рыбьих пастей – автор с удовольствием заглядывает камерой в зубастые рты. «Пасть пятиметровой белой акулы: вид изнутри», – гласит подпись к одной из работ фотографа.

Гуляющая публика – разношерстная, но в целом соответствующая «формату» выставки. Обычно такие дефиле можно наблюдать на вернисажах в закрытых галереях – а здесь пожалуйста: главные редакторы, актеры, и все, как простые смертные, ходят туда-сюда по бульвару между стендами, восхищаются.

Меня, честно говоря, подводный мир восхитил не особенно: отдыхающие в бассейне американские спецназовцы в качестве гламурных объектов – еще куда ни шло, но совокупляющиеся черепахи в фотошопе – совсем не то.

А вот чуть дальше, уже у самого пруда, я наблюдал прелюбопытную картину. Два гастарбайтерского вида парня забросили удочку, рядом с ними стояли три омоновца, и все они чего-то ждали.

Кого они хотели поймать на Чистых прудах на свою удочку и почему в сопровождении ОМОНа – непонятно, но интересно. Что называется, заставляет задуматься: пытаются ли они таким образом раздобыть пропитание? или интерес чисто спортивный? а омоновцы им мешают? или, может, напротив, сочувствуют? Сколько вопросов сразу!

Зато в оцифрованной и огламуренной черепахе нет ничего провокативного. «Пара креветок уютно устроилась на голожаберном моллюске». «Шелковые акулы питаются во время отлива в лучах вечернего солнца». «Солнечный свет очерчивает фигуру пловца в чистейших водах источника Дьявольский Глаз, где он сливается с водами реки Санта-Фе».

В до тошноты безмятежно-благостном, по-мультяшному красочном мире фотографий Дубиле нет намека даже на то, что в море кто-то кого-то ест, не говоря уже о возможной опасности, какую представляют подводные хищники для человекообразных.

Дети, гуляющие по бульвару вместе с родителями, тычут в картинки пальчики и говорят: «Мам, смотри – Немо!» Действительно, единственное, с чем могут ассоциироваться выставленные изображения, – с мультфильмами.

В мире Дубиле победил лозунг персонажей фильма «Подводная братва»: «Рыбы – друзья, а не еда». Чем при этом питаются сказочно прекрасные морские дракончики, не говоря уже о раззявившей пасть пятиметровой белой акуле – осталось, как говорится, за кадром.

Как и то, насколько уютно тем и другим живется в морях, где плавают и время от времени тонут так же запечатленные фотографом танкеры. Наверное, чтобы разглядеть подобные проблемы, надо вынырнуть из-под воды и подняться на ту высоту, с которой два года назад нам здесь же, на Чистых прудах, показывал планету Земля Ян-Артюс Бертран.

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

..............