Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

11 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

15 комментариев
19 мая 2005, 16:11 • Культура

Чортова кукла

Чортова кукла

Tекст: Дмитрий Бавильский

Романом Алисы Мун «Кукла» маленькое, но дико симпатичное издательство «Emergency exit» («Запасный выход») открывает серию жанровой прозы. Про «Запасный выход» следует знать, что существует оно при креативном бюро, занимающемся всевозможными рекламными компаниями, стильными и высокотехнологичными. Поэтому когда его сотрудники берутся за литературу, жди готовый бестселлер.

«Кукла» именно такой и вышла – лёгкой, доступной, интересной. Роман рассказывает историю человекоподобного робота, сконструированного в силиконовой долине. Чудо враждебной техники имеет весьма привлекательные очертания, имя Линда и набор программ, позволяющий роботу удовлетворять любые (в первую очередь, сексуальные) запросы своего мужа.

Кофе и камасутра

Так выходит, что Линду приобретает московский бизнесмен Максим. Разочаровавшись в обычных обманщицах и стервах, Максим покупает бесконечную любовь за миллион долларов (такова фабричная цена Линды). И всё у них поначалу складывается хорошо, даже замечательно: кофе в постель и «камасутра» в самой постели. Благо, оперативная память позволяет менять Линде не только позы, но и внешность.

Долго ли, коротко, но в Линду попадает шаровая молния, из-за чего настройки сбоят, Линда становится практически живым существом. Поначалу в ней просыпается самосознание, затем немотивированная кровожадность. И вот уже она начинает маньячить в окрестных лесах. Напившись кровушки, Линда озадачивается поисками свободы, находит продвинутого программера, который должен ее перепрограммировать....

Пародия на кибер-панк

Кукла
Кукла
Всё это написано бодро и динамично: каждые несколько страниц случается какое-то новое событие, не дающее читателю заскучать, сюжет бурлит и пенится. Однако, некоторая отстранённость тона, оправданная тем, что мы видим все события глазами робота, мягко щекочет нервные окончания. Очень уж всё здесь невзаправду. Не всерьёз. Начинаешь ковыряться в жанровых аналогах и понимаешь, что «Кукла» – достаточно тонкая и ненавязчивая пародия на кибер-панк.

Пародия, или, если быть точнее, стилизация, «пастиш», в котором привычный набор кибер-панковских примочек использован для каких-то иных, самодеятельных целей. Вот и интересно разобраться – а, собственно, для каких?!

Этапы большого пути Линда фиксирует в дневнике, составившем основу романа. Превращения робота в человека происходят на фоне зимней Москвы. В «Кукле» работают приметы нынешнего времени – герои светской хроники и завсегдатаи казино и модных бутиков, привокзальные толкучки и эстетские вернисажи. Партнёры Максима «забивают стрелки», маньяка, жестоко расправляющегося с сексуально озабоченными автолюбителями, ищет ФСБ. Так что на лицо – весь обычный расклад книги для современного читателя, который любит, чтобы было «про современность».

Тем не менее, текущая словесность этим потребительским заказом манкирует. Нынешние литераторы ушли в глухую несознанку «искусства для искусства», перепродав современность авторам телевизионных сериалов и иронических детективов. Между тем, народ не стал меньше интересоваться своими проблемами и делами соседей по лестничной клетке. Ведь всегда хочется почитать про себя или про похожего на себя.

В эпоху развитого Интернета

Возможно, именно в этом и скрывается секрет популярности таких разных писателей как Виктор Пелевин и Евгений Гришковец. Оба работают с текущей реальностью. Только первый сатирически заостряет картину окружающего нас мира, а второй ищет точки пересечения, такие биографические узлы, которые могут объединить всех.

Практически все книги последнего времени, имевшие успех (разве что за исключением беллетристического проекта Б. Акунина) посвящены людям, живущим где-то рядом. Возьмём ли мы маститую Людмилу Улицкую или ставшего недавно известным Андрея Геласимова... Рецепт их популярности сколь очевиден, столь и сложен, потому что в литературе нет ничего более трудоёмкого фиксации современности.

Она же меняется каждый день, ускользает от описания и фиксирования, засоряет головы творцов информационным мусором и всевозможными соблазнами. Поэтому попытку Алисы Мун можно считать удачной и состоявшейся. В реальности, описываемой глазами робота, видится точный, снайперский расчет. Линда находится в том же самом жизненном и социальном пространстве, что и мы с вами, однако все её силиконовые колёсики и винтики не в состоянии понять и оценить главного – специфику взаимоотношений между людьми в эпоху развитого Интернета.

Кстати, подобный приём, названный «остранением» был придуман и введён Вольтером, который описывал современную себе реальность эпохи Просвещения глазами дикаря, привезённого с окраины Ойкумены.

Однако декорации сменились. И теперь роль дикаря выполняет комок продвинутых it-технологий, «чортова кукла», осваивающая наш мир в режиме реального времени. Кстати, из издательства просочились сведения о том, что готовится «Кукла-2». Сдаётся мне, всё ещё только начинается...

..............