Часто можно встретить рассуждения, что крепостное право – явление чисто российское и полная противоположность европейскому стремлению к свободе и прогрессу. Однако существование крепостного права в России не сводится к подобного рода штампам. За решением о закрепощении крестьян стояла сложная логика и веские мотивы. Не говоря уж о том, что Россия с крепостничеством вовсе не была единственной в Восточной Европе.
Крепостничество как социальный уклад было обусловлено рыночными процессами того времени. Основой русской средневековой экономики было сельское хозяйство, а подавляющей социальной группой – крестьяне. Однако специфика сельского хозяйства требует постоянного ухода за землей, и особенно в ту эпоху не терпела высокой текучки кадров. Оседлость становится неизбежной и даже необходимой частью сельскохозяйственной жизни.
Чем выше спрос на сельскохозяйственную продукцию и больше заинтересованность в росте производительности, тем активнее владельцы земли стремились удерживать крестьян на одном месте, превращая их свободу в предмет жесткого контроля. Личная несвобода работников становилась своего рода гарантией стабильности и эффективности хозяйств.
Американский социолог Иммануил Валлерстайн писал, что после эпохи Великих географических открытий, с XVI века мир был поделен на три ключевые зоны: центр, периферия и полупериферия. Центр – это богатые и развитые страны Западной Европы (Англия, Франция, Нидерланды), контролировавшие торговлю, производство и финансы. Периферия – колонии, поставлявшие сырье и рабочую силу: Америка с драгоценными металлами и хлопком, Африка с рабами, Азия с чаем и специями.
Но между ними в тот период существовала полупериферия: такие страны, как Россия, Польша, Пруссия, Испания, Португалия и Османская империя – вроде и не совсем бедные, но и не столь богатые. Эти государства могли развивать промышленность, но всё равно оставались зависимыми от «стран центра», поставляя туда сырье.
Стремясь выручить больше средств от торговли с центром, полупериферия в лице Восточной Европы наращивала производство, попутно активно закрепощая своих крестьян.
На примере Речи Посполитой видно, что происходило со страной, когда страна оказывалась втянута в мировую торговлю – особенно такую бурную, как та, что велась с Голландией. Поляки продавали зерно, воск, лен, смолу и даже пиво, а им поставлялись ткани, вино и жемчуг. Это был период резкого усиления степени закрепощения польских крестьян. Ни один польский крестьянин не мог покинуть свой земельный надел без специального разрешения.
Рынок диктовал, кто и как будет жить. И чем больше было вокруг удобных, плодородных, хорошо связанных с морскими путями территорий, тем жестче становились порядки на земле. Крепостничество господствовало там, где оно было экономически выгодным. Глобальный рынок, зародившийся с XVI века, требовал дешевого и стабильного труда. Он не делал скидок на нравственные идеалы и не интересовался свободами человека.
Пока в Восточной Европе крестьяне всё крепче привязывались к земле, превращаясь в винтики аграрной машины, снабжающей Запад зерном, на другом краю земли – в Новом Свете – выстраивалась своя система эксплуатации. Там на фоне растущего спроса на сахар, табак, хлопок и кофе рождалась плантационная экономика, основанная на рабстве.
К началу XVII века Европа захлебывалась в желании потреблять. Колониальные товары становились символами моды и роскоши. Но вся эта сладкая жизнь требовала огромного количества рабочих рук. Местного населения в Америке для труда на плантациях катастрофически не хватало – болезни, войны и насильственное покорение сделали свое дело. И тогда европейские державы Португалия, Испания, Англия, Франция и Голландия нашли человеческий ресурс на другом континенте – в Африке.
Африканские рабы впервые
появились в испанских колониях еще в XVI веке, но по-настоящему массовая
торговля началась в XVII веке. Португальцы и англичане превратили перевозку
рабов в отлаженный бизнес. Так возник Трансатлантический торговый треугольник.
Его смысл в том, что Европа поставляла в Африку оружие, ткани и разнообразные
промышленные товары. Взамен получала рабов – миллионы мужчин, женщин и детей грузили
в трюмы и отправляли через океан. В Америке их превращали в бесплатную рабочую
силу на плантациях. А оттуда в Европу отправлялся сахар, табак, хлопок и кофе.
Этот круговорот товаров,
денег и боли стал краеугольным камнем богатства европейских империй. За каждым
фунтом сахара стояли страдания тех, кого лишили не только свободы, но и самого
статуса человека. В отличие от крепостных в Европе, которые
хоть и были подневольны, но оставались частью общества, африканские рабы в
Америке рассматривались как вещь – движимое имущество, не имеющее ни голоса, ни
права, ни родины. Их не прикрепляли к земле, их просто покупали и продавали как
скот.
Таким образом, сравнивать ситуацию в России с рабством в Америке невозможно. Разными были и условия ограничения личных свобод, и логика, и масштабы. И если сравнивать крепостную Россию – то с Пруссией, Австрией, с Восточной Европой, но никак не с плантациями в США.
Во второй половине XIX века система закрепощения целых слоев общества во всем мире начала разрушаться. Правила игры изменились из-за промышленной революции, роста городов и политических потрясений, таких как Французская революция и войны Наполеона. Всё это привело к формированию новой экономической модели, в которой и крепостное право в Европе, и рабство в Америке уступили место другим формам эксплуатации, с меньшим ограничением личных свобод.
Но так ли дика была Россия, как ее привыкли изображать, упрекая в поздней отмене крепостного права? В Пруссии, например, крепостное право отменили вовсе не по доброй воле. Это произошло в 1807 году под давлением французов. Франция воевала с Англией и была заинтересована в ослаблении торгового партнера британцев посредством разрушения устоявшихся производственных схем в Пруссии, основанных на крепостничестве.
В Австрийской империи крепостное право продержалось до 1848 года и было отменено после кровавого восстания крестьян, вынудившего Вену к реформам.
На этом фоне Россия, отменившая крепостное право в 1861 году (всего через 13 лет после Австрии), находилась в общем тренде. Тем более что в некоторых регионах империи процесс начался раньше. В Прибалтике (Лифляндии и Курляндии) крепостное право было отменено вскоре после Наполеоновских войн. Уже тогда экономическая целесообразность труда крепостных на не слишком плодородных землях Прибалтики не была очевидной, особенно на фоне развития Причерноморья с его плодородными землями и новыми портами для экспорта.
Романовы пытались предпринимать шаги по снижению бремени крепостничества на крестьян. При Николае I, еще в 1833 году, появились законы, запрещавшие самые жестокие формы обращения с крестьянами: разлучать семьи или продавать людей с молотка, как вещи. Но в целом процесс освобождения крестьян шел медленно. Его сдерживали большая зависимость страны от экспорта сырья и элиты, финансово заинтересованные в труде крепостных, обеспечивавших требуемый уровень производства.
Источником крепостного права в России и других странах Восточной Европы была как раз не дикость и закрытость, а включенность в глобальную экономику. И в этом весь кажущийся странным парадокс: чем глубже регион интегрировался в мировой рынок, тем жестче становились условия труда и жизни для его простых людей.