Все выпуски

Первые железные дороги – дополненная реальность России

XIX век поставил перед Россией ряд исторических вызовов – не отстать в промышленном развитии от Европы. Но этому мешала слабая логистика огромной империи, колоссальные расстояния и климатические особенности. В таких условиях помочь России могло только чудо. И оно появилось: Россия обрела железнодорожное сообщение.

Русь и есть движение

Русское государство изначально было связано с транспортом (с древнейших времен прежде всего речным) и движением. Знаменитый «путь из варягов в греки», по сути, и перерос в Русское государство, где само слово «Русь» означало одну из форм движения.

Затем возникло движение в Сибирь первопроходцев Русского Севера, а также южный, степной путь в том же направлении. Путь этот был либо морским (речным), либо конным (и даже пешим). Но у этих способов в условиях России были существенные ограничения, главное из которых – сезонность. Даже древнерусские князья путешествовали только два сезона в году – зимой и летом.

Морской Северныйпуть в то время был возможен только в короткий летний период, когда океан освобождался от льдов – то же самое справедливо и для русских рек. Хотя зимой реки становились широким гладким шоссе, по которым с большой скоростью могли двигаться сани, запряженные лошадьми.

Но весной и осенью на Руси наступала распутица (слово, ставшее настолько знаменитым и символическим, что вошло в иностранные языки). В это время и дороги, и реки становились непроходимыми, все коммуникации останавливались. Трудно было проехать даже в соседнюю деревню. Это серьезным образом ограничивало функционирование Российского государства. Как отправлять налоги из какого-нибудь Иркутска в Санкт-Петербург? Как посылать в командировки чиновников? Как собирать рекрутов для формирования армии? Петр Первый, как известно, хотел построить регулярноегосударство – но его желание сильно ограничивалось отсутствием регулярного транспорта.

Проблема круглогодичного транспортного сообщения довлела над Россией столетиями. Но в начале XIX века у этой проблемы появилось решение.

Железнодорожная эпоха России

Наполеоновские войны не только поменяли карту Европы, но и породили новую европейскую металлургию. Заводы, которые изначально были созданы для производства оружия, дали возможность производить большое количество высококачественной стали – а значит, и рельсов.

Первые железные дороги появились в начале XIX века в Англии. Идея строительства первой железной дороги в Российской империи была выдвинута в 1830-х годах австрийским инженером и предпринимателем Францем Антоном фон Герстнером. «Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России», – писал он в записке императору Николаю Первому.

Главной проблемой, однако, опять-таки был климат. Как будет функционировать этот вид транспорта в условиях русской зимы? Что будет, если рельсы засыплет снегом? Не будут ли проскальзывать колеса у паровоза? Ответов на эти вопросы у русского правительства – как, впрочем, и ни у кого в мире – тогда еще не было. Поэтому Николай Первый одобрил проект первой железнодорожной линии при одном условии: сначала создать испытательный, демонстрационный отрезок.

Первый вокзал в России

В 1837 году появилась Царскосельская железная дорога – участок от Санкт-Петербурга до загородной императорской резиденции (затем продленная дальше до Павловска). Первый русский паровоз назывался «Проворный», а в церемонии открытия дороги лично участвовал Николай Первый и члены императорской фамилии. На конечной станции в Павловске был построен павильон с концертным залом и рестораном, получивший название Voxhall (Воксхолл) в честь одного из районов Лондона. При традиционном в то время для русской аристократии произношении на французский маневр название это стало звучать как «вокзаль» – так в русском и многих других языках появилось слово «вокзал».

Жители Петербурга облюбовали павильон как место отдыха и развлечений. Они ездили туда, чтобы послушать музыку – с 1856 года в Павловском вокзале десять сезонов подряд играл свои вальсы Иоганн Штраус. Злые языки шутили, что в Англии построили железную дорогу для соединения портов с шахтами, а в России – для поездок по ресторанам. Так или иначе, Царскосельская дорога стала важным культурным явлением. Но главное – она доказала, что поезда могут функционировать и русской зимой.

В 1842 году Николай Первый подписал указ о строительстве железной дороги между Петербургом и Москвой. Главным инженером и руководителем строительства был назначен Павел Мельников, заработавший свой авторитет еще при участии в создании Царскосельской дороги.

Русская колея

Благодаря Мельникову была утверждена известная на весь мир русская железнодорожная колея – 1520 мм. Дело в том, что еще в 1839 году для изучения американского опыта железных дорог в США из России была отправлена специальная инженерная комиссия. В ее составе был Мельников, который в Америке столкнулся с данной шириной колеи, использовавшейся на некоторых железнодорожных отрезках. В глазах русских инженеров широкая колея обеспечивала большую устойчивость составов и грузоподъемность. Со стратегической же точки зрения другая ширина колеи помогала в обороне при потенциальном военном вторжении.

От ширины колеи, в свою очередь, зависят многие другие параметры железнодорожной инфраструктуры – например, размеры мостов и тоннелей. Так все пространство, когда-то являвшееся территорией Российской империи или СССР, получило благодаря Мельникову собственный железнодорожный стандарт – и прежде всего колею.

Железная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом была достроена в рекордные для такого расстояния (примерно 645 км) восемь лет. В транспортном сообщении между двумя городами страны произошла настоящая революция. И прежде всего – длительность пути больше не зависела от сезона. Теперь в любое время года дорога занимала сначала около 22 часов, а к концу XIX века сократилась до 12 часов.

Открытие Николаевской железной дороги стало важнейшим историческим событием для Российской империи. Были заложены основы национальной железнодорожной системы, положено начало массовому строительству железных дорог в других частях России. Это дало колоссальный толчок промышленности, торговле, сельскому хозяйству и многим другим отраслям экономики.

В течение десятилетий железные дороги покрыли почти всю европейскую часть страны. К концу XIX века железнодорожная сеть России стала одной из крупнейших в мире.

Транссибирская магистраль 

Однако империя простиралась гораздо дальше Европы. Поэтому особое место в истории российских железных дорог – и в истории всей страны – занимает строительство Транссибирской магистрали, начавшееся в 1891 году. Транссиб (или Великий Сибирский путь) стал крупнейшим транспортным проектом того времени, самой длинной железнодорожной линией в мире, протянувшейся от Москвы до Владивостока.

Даже сегодня, путешествуя по этой дороге, из окна поезда можно увидеть нетронутую, девственную природу. А тогда, сто с лишним лет назад, железнодорожные инженеры стали поистине первопроходцами. Строительство железнодорожной инфраструктуры на таком отдалении от освоенных человеком пространств стало настоящим вызовом для технических возможностей Российского государства. Создатели Транссиба совершили настоящий трудовой подвиг. Уже к 1916 году дорога, соединившая Тихоокеанское побережье России с европейской частью страны, была готова.

Рельсы соединили русский народ

Рядовые граждане империи сначала относились к поездам с недоверием. Звучали опасения, что организм человек не способен вынести казавшейся тогда огромной скорости в 50-60 км/ч. Затем страх сменился интересом, восхищением и даже любовью. Железные дороги стали символом технического прогресса, вошли в народный фольклор и литературу.

Если для Западной Европы поезд из-за коротких расстояний оказался сугубо утилитарным видом транспорта, то для России железнодорожное путешествие означало необходимость проводить долгое время – сутки, а то и неделю – в компании незнакомых людей. Это подарило миллионам людей возможность знакомств и общения при поездках на дальние расстояния.

Железные дороги произвели переворот не только в экономике России, не только объединили разные концы империи, ускорив доставку товаров и перемещение войск – они пространственно сшили русский народ. Стали частью русской культуры, дополненной реальностью нашей страны, вросли в русский пейзаж и навсегда поселились в сердце русского человека.

Другие эпизоды

Непереводимый гений. Почему Пушкин был нужен России?
11 Августа
Эпизод №10
Почему в России все вокруг названо в честь Пушкина? Почему он занимает центральное место в истории русской культуры? Почему Пушкин – наше всё? Если он является создателем русского литературного языка, то что было с русской литературой до него?
Обиды Наполеона. Почему французы очень хотели в Москву?
7 Августа
Эпизод №9
Отечественная война 1812 года не была ни случайностью, ни проявлением слепой агрессии Франции. Она была эпизодом крупнейшего геополитического конфликта своего времени и результатом Великой французской революции. При этом поход Наполеона на Москву имел далекоидущие последствия как для позиций России на мировой арене, так и для русского самосознания.
Как Ломоносов ввел импортозамещение в российскую науку
4 Августа
Эпизод №8
В XVIII веке началось время стремительного развития наук и образования – Эпоха Просвещения. В России этот процесс связан с именем Михаила Ломоносова. Самая яркая характеристика Ломоносова принадлежит перу Александра Пушкина: «Ломоносов был великий человек. Между Петром Первым и Екатериной Второй он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Крым наш. Как угроза с юга превратилась в место вдохновения
31 Июля
Эпизод №7
У Северного Причерноморья – и прежде всего Крыма – богатая и древняя история. В эпоху Античности это была зона контактов «цивилизации моря» (Греции, Рима и Византии) с «цивилизацией степи» (скифами, гуннами). Для России же Крым имел значение как наследник обеих этих культур – и как место, где была создана значимая часть «русской мечты».
Как Петр Первый завел пружину Российской империи
14 Июля
Эпизод №6
Одни считают Петра Первого тираном, который насилием и кровью сбил Россию с ее истинного пути. Другие – человеком, принесшим России прогресс через прорубленное в Европу окно. Но есть и третий взгляд, вне этой классической дихотомии. Возможно, он дает возможность лучше понять логику Петровских реформ.
Рыночек порешал. Как глобальный рынок вызвал крепостное право в России
7 Июля
Эпизод №5
Часто можно встретить рассуждения, что крепостное право – явление чисто российское и полная противоположность европейскому стремлению к свободе и прогрессу. Однако существование крепостного права в России не сводится к подобного рода штампам. За решением о закрепощении крестьян стояла сложная логика и веские мотивы. Не говоря уж о том, что Россия с крепостничеством вовсе не была единственной в Восточной Европе.
Почему Иван - Грозный? Что нужно, чтобы стать царем
1 Июля
Эпизод №4
Европейское средневековое общество было построено строго иерархически, что фиксировалось в титулах и названиях должностей. На вершине стоял император, за ним короли и князья, герцоги, маркизы, бароны и прочие. Аналогом слова «император» в средневековой России являлся термин «царь» (лат. Caesar – цезарь или кесарь, титул правителей Римской империи). Получение титула царя правителем России оказало важнейшее влияние на всю российскую историю – но за этим стояла борьба, длившаяся столетиями.
Эпоха Великих географических открытий. Дорога в Индию через Московское море
19 Июня
Эпизод №3
Около 500 лет назад мир переживал время, которое впоследствии получило название эпохи Великих географических открытий. Морские державы Испания, Португалия, Англия, Франция и только что появившаяся Голландия приросли огромными заморскими территориями. Западная Европа разбогатела и на сотни лет вперед превратилась в центр мировой торговли.
Азиаты ли мы? Что нам нужно знать о монголах
25 Мая
Эпизод №2
Кто такие русские – европейцы или азиаты? Россия – это Запад или Восток? А может быть, мост, соединительная ткань между Западом и Востоком? Это вечный вопрос, который задают русским, и мы сами себе его задаем. Для ответа на него нужно вспомнить, что происходило на этом пространстве сотни и тысячи лет назад.
Золотой век Древней Руси. От Владимира Святого до Владимира Мономаха
21 Мая
Эпизод №1
Вопрос о том, как возникла Русь, наложил отпечаток на всю нашу современную жизнь. Основные черты нашего народа были определены событиями, произошедшими больше тысячи лет назад. Что же является отправной точкой русской истории и откуда возникла Русь?