Все выпуски

Непереводимый гений. Почему Пушкин был нужен России?

Почему в России все вокруг названо в честь Пушкина? Почему он занимает центральное место в истории русской культуры? Почему Пушкин – наше всё? Если он является создателем русского литературного языка, то что было с русской литературой до него?

Конечно, стихи и то, что мы можем более-менее назвать ближе к современной литературе, вне всякого сомнения, стало появляться задолго до Александра Сергеевича:

«Вино хвалите или хулите, не знаю,

Яко волнам и ползу, и вред созерцаю.

Полезно силам плоти, но вредные страсти

Возбуждает силой свойственные сласти».

Звучит странновато, но рифма заметна. Это стихотворение Симеона Полоцкого (1629–1680), одного из первых современных русских поэтов, человека, который стал рифмовать еще задолго до того, как это стало мейнстримом.

Симеон Полоцкий был не только поэтом, он был воспитателем царских детей при дворе Алексея Михайловича и выдающимся мыслителем своего времени. Он сильно повлиял на язык, на литературные традиции, на вкусы, в том числе и верхушки московского общества. Но при Петре Первом все меняется, в том числе и язык, в котором появляется масса слов, позаимствованых из греческого, латинского и европейских языков.

И при Петре Первом, и после него в XVIII веке было немало поэтов. Но стиль их стихов нам кажется устаревшим. Михаил Ломоносов, будучи крестьянином с Русского Севера, пытается описать и возвысить русский язык – найти общее для разных наречий и диалектов русского языка. После Ломоносова разговоры о том, каким русским языком надо пользоваться, не умолкают – использовать кальку с иностранных языков или пытаться углубиться в недра своего собственного языка, чтобы найти форму выражения новых вещей, которые происходили в мире. Еще до появления Пушкина на горизонте русской поэзии уже были известны Иван Крылов и Василий Жуковский. Они считались корифеями современной поэзии, и начало XIX века Россия встречает в расцвете разных тенденций языка, но тем не менее с этим жестким языковым спором. Все меняется с появлением Пушкина.

Пушкина не интересно переводить

Если для нас Пушкин неоспоримо велик, то для зарубежной литературы, как оказалось, совсем нет. Его роман в стихах «Евгений Онегин» является очень важным произведением для русской литературы, но не вызывал особого интереса у иностранных литературных переводчиков. Онегинская строфа, хоть и уникальна, но похожа на «Паломничество Чайльд-Гарольда» Джорджа Байрона, о чем сам Пушкин нам намекает в этом произведении. За рубежом в Пушкине часто видят попытки имитации других литературных форм.

В чем тогда гений Пушкина? Ведь его «Евгений Онегин» не приводит никакие моральные или нравственные ориентиры, нет в нем и интересного драматизма. Да и сам Александр Сергеевич своей персоной не мог быть моральным ориентиром. Он легко влюблялся и не менее легко обижался. Известны случаи, когда он по пустякам назначал дуэли. Стесненность в средствах вынуждала его зарабатывать стихами, прозой, при этом у него были большие долги. Он не сделал ни высокой карьеры, ни служил своему государству так же истово, как это делал, например, Ломоносов, который изо всех сил пытался возвеличить свое Отечество и в стихах, и в науке, и в других сферах. Живи Пушкин на 50 лет раньше таким стилем жизни, как он привык жить в свое время, вряд ли он бы остался на страницах истории, окруженный таким же почитанием.

Русская литература расправила плечи

Но значение Пушкина видится на расстоянии. Прежде всего Александр Сергеевич видел тренды, видел таланты и щедро давал им возможность реализоваться. Например, благодаря Пушкину получил известность Николай Гоголь – первый человек в европейской литературе, который стал писать в стиле магического реализма. Без Гоголя не было бы Кафки, не было бы целых направлений в европейской и мировой литературе уже в XX веке.  Пушкин, несмотря на то, что его личные дела не очень спорились, сформировал «поэтов пушкинского круга».

Пушкин создал журнал «Современник», который не приносил ему ни много удовольствия, ни денег, ни дополнительной славы. Но уже через десять лет после смерти Пушкина редактором журнала станет Николай Некрасов – и в середине XIX века журнал соберет вокруг себя людей, которые навсегда изменят мировую литературу.

Талант Пушкина в легкости выражения был невероятен. Если до Пушкина идут дискуссии о том, каким должен быть русский язык – какие слова использовать, какие выражения и какой синтаксис стоит предпочесть, то Пушкин со своей легкостью и определенным безрассудством возвысился над этой дискуссией и фактически ее завершил.

Пушкин легко адаптировал, подстраивался под совершенно разные литературные стили. Весь массив иностранной литературы, которую нужно было знать современнику Пушкина, он в той или иной степени отразил в своих произведениях. Пушкин заполнил те лакуны в русской литературе, которые бы без него наша литература могла бы заполнять еще очень долго. В своих произведениях он приблизил и сделал достоянием широкой общественности, не умевшей читать по-гречески, на латыни, французском или немецком, самую утонченную мировую классическую литературу.

Пушкин делает так, что каждый живущий после него русский человек уже имеет доступ ко всей мировой литературе, ее чувственности и багажу эмоций. Благодаря ему не нужно знать английский, чтобы почувствовать нерв шекспировских страстей.

Пушкин пишет «Бориса Годунова» под впечатлением от Шекспира, пишет «Евгения Онегина» под впечатлением от Байрона, и ему хочется поделиться этим с соотечественниками. И это не имитация, не мимикрия, это осознанное или неосознанное желание поделиться тем, что нравится, с окружающими. Ему удалось заполнить брешь, которая была в русской литературе, и он же закрыл спор, каким должен быть русский язык.

Пушкин – наше всё

Пушкин создал базу, язык, в том числе метафорический, из которого можно было творить ту литературу, которая станет понятна всему народу. Знаменитая фраза «Пушкин – наше всё» принадлежит литературному критику Аполлону Григорьеву. Он в 1859 году выступил с циклом статей, который назывался «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина». И это именно тот взгляд, который позволяет понять, насколько фигура Пушкина была велика. Было необходимо, чтобы прошло время, фигура Пушкина как человека подзабылась и стало заметно, насколько важным было его литературное наследие.

Пушкин выйдет далеко за пределы литературы. По его произведениям будут написаны либретто для удивительных опер, например, «Борис Годунов» Модеста Мусоргского или «Пиковая дама» Петра Чайковского. В них пушкинский текст будут слушать на русском языке и заучивать наизусть люди во всем мире.

Гений Пушкина нужен был России, чтобы русская культура стала по-настоящему мировой культурой. И чтобы понять Пушкина, недостаточно посмотреть только на его биографию или только на его произведения. Для того, чтобы оценить его масштаб, надо посмотреть на образ всей русской культуры. И этот образ имеет силуэт Пушкина. 

Другие эпизоды

Крым наш. Как угроза с юга превратилась в место вдохновения
31 Июля
Эпизод №7
У Северного Причерноморья – и прежде всего Крыма – богатая и древняя история. В эпоху Античности это была зона контактов «цивилизации моря» (Греции, Рима и Византии) с «цивилизацией степи» (скифами, гуннами). Для России же Крым имел значение как наследник обеих этих культур – и как место, где была создана значимая часть «русской мечты».
Как Петр Первый завел пружину Российской империи
14 Июля
Эпизод №6
Одни считают Петра Первого тираном, который насилием и кровью сбил Россию с ее истинного пути. Другие – человеком, принесшим России прогресс через прорубленное в Европу окно. Но есть и третий взгляд, вне этой классической дихотомии. Возможно, он дает возможность лучше понять логику Петровских реформ.
Рыночек порешал. Как глобальный рынок вызвал крепостное право в России
7 Июля
Эпизод №5
Часто можно встретить рассуждения, что крепостное право – явление чисто российское и полная противоположность европейскому стремлению к свободе и прогрессу. Однако существование крепостного права в России не сводится к подобного рода штампам. За решением о закрепощении крестьян стояла сложная логика и веские мотивы. Не говоря уж о том, что Россия с крепостничеством вовсе не была единственной в Восточной Европе.
Почему Иван - Грозный? Что нужно, чтобы стать царем
1 Июля
Эпизод №4
Европейское средневековое общество было построено строго иерархически, что фиксировалось в титулах и названиях должностей. На вершине стоял император, за ним короли и князья, герцоги, маркизы, бароны и прочие. Аналогом слова «император» в средневековой России являлся термин «царь» (лат. Caesar – цезарь или кесарь, титул правителей Римской империи). Получение титула царя правителем России оказало важнейшее влияние на всю российскую историю – но за этим стояла борьба, длившаяся столетиями.
Эпоха Великих географических открытий. Дорога в Индию через Московское море
19 Июня
Эпизод №3
Около 500 лет назад мир переживал время, которое впоследствии получило название эпохи Великих географических открытий. Морские державы Испания, Португалия, Англия, Франция и только что появившаяся Голландия приросли огромными заморскими территориями. Западная Европа разбогатела и на сотни лет вперед превратилась в центр мировой торговли.
Азиаты ли мы? Что нам нужно знать о монголах
25 Мая
Эпизод №2
Кто такие русские – европейцы или азиаты? Россия – это Запад или Восток? А может быть, мост, соединительная ткань между Западом и Востоком? Это вечный вопрос, который задают русским, и мы сами себе его задаем. Для ответа на него нужно вспомнить, что происходило на этом пространстве сотни и тысячи лет назад.
Золотой век Древней Руси. От Владимира Святого до Владимира Мономаха
21 Мая
Эпизод №1
Вопрос о том, как возникла Русь, наложил отпечаток на всю нашу современную жизнь. Основные черты нашего народа были определены событиями, произошедшими больше тысячи лет назад. Что же является отправной точкой русской истории и откуда возникла Русь?
Обиды Наполеона. Почему французы очень хотели в Москву?
7 Августа
Эпизод №9
Обиды Наполеона. Почему французы очень хотели в Москву?
Отечественная война 1812 года не была ни случайностью, ни проявлением слепой агрессии Франции. Она была эпизодом крупнейшего геополитического конфликта своего времени и результатом Великой французской революции. При этом поход Наполеона на Москву имел далекоидущие последствия как для позиций России на мировой арене, так и для русского самосознания.
Как Ломоносов ввел импортозамещение в российскую науку
4 Августа
Эпизод №8
Как Ломоносов ввел импортозамещение в российскую науку
В XVIII веке началось время стремительного развития наук и образования – Эпоха Просвещения. В России этот процесс связан с именем Михаила Ломоносова. Самая яркая характеристика Ломоносова принадлежит перу Александра Пушкина: «Ломоносов был великий человек. Между Петром Первым и Екатериной Второй он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».