У Северного
Причерноморья – и прежде всего Крыма – богатая и древняя
история. В эпоху Античности это была зона контактов
«цивилизации моря» (Греции, Рима и Византии) с «цивилизацией степи» (скифами,
гуннами). Для России же Крым имел значение как наследник обеих этих культур – и
как место, где была создана значимая часть «русской мечты».
В период Средневековья Россия воспринимала Крым как проблему. После распада Золотой Орды на отдельные ханства возникло Крымское ханство, вскоре попавшее под влияние Османской империи. С тех пор ханство стало постоянной угрозой для Русского государства. На протяжении почти 300 лет Крымское ханство совершало набеги на русские земли, грабило поселения и захватывало в плен жителей, продавая их затем в рабство Османской империи. Только за XVI–XVII века около 100 тысяч жителей Юга России были захвачены и проданы на невольничьих рынках Ближнего Востока. Самым страшным был набег крымского хана Девлет-Гирея I в 1571 году, когда крымские войска дошли до Москвы и сожгли ее.
Для защиты мирного населения от этих набегов и возник вектор движения Русского государства на юг. В XVII веке против Крымского ханства было организовано несколько военных походов, оказавшихся, однако, по ряду причин неудачными.
Перелом произошел
в XVIII веке, по результатам одной из русско-турецких войн. В 1774 году был подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор, по
которому Крымское
ханство перестало быть вассалом Османской империи. А затем в
1783 году императрица Екатерина Вторая издала манифест о
присоединении Крыма к России – и это уже произошло безо
всякой войны.
Огромная заслуга в мирном переходе Крыма под власть Российской империи принадлежит соратнику Екатерины Второй Григорию Потемкину. Именно он убедил крымскую знать мирным путем перейти на сторону России. В знак признания этих заслуг Потемкин получил приставку к фамилии – Таврический. Тавридой в Античности называлось Северное Причерноморье.
Потемкин не просто присоединил новую территорию – он открыл новую страницу в истории Российской империи. Более того, новую русскую политическую мечту. С переходом Крыма под власть России впервые в истории на территории Российской империи появились земли, где когда-то в античные времена проживали древние греки. Для Екатерины Второй это имело особое, символическое значение.
Екатерина, как и вся европейская аристократия того времени, восхищалась Античностью. Европа смотрела на Древнюю Грецию и Рим как на идеал культуры, красоты и государственного устройства. С присоединением Крыма внезапно выяснилось, что под русским флагом появилась наша собственная античность.
Созданные в Причерноморье новые города получили античные названия: Симферополь (в переводе с греческого – «город общего блага»), Севастополь («священный город»). Феодосия и Евпатория получили имена в соответствии с тем, как ранее назывались находившиеся на тех же местах греческие поселения. Неподалеку от устья Днепра был основан и город Херсон – в память о находившейся в Крыму греческой колонии Херсонес.
Россия через Крым восприняла и османское наследие. Посетивший Крым в 1820 году Александр Пушкин написал поэму «Бахчисарайский фонтан» – и тем самым привнес в русскую культуру мир красок Ближнего Востока. Затем романтическое восприятие Крыма дополнил Михаил Лермонтов. Он побывал на полуострове в 1837 году, благодаря чему появились стихотворения «Парус», «Утес», «Спор».
Впечатления артиллерийского офицера Льва Толстого от Крымской войны породили «Севастопольские рассказы», открывшие ему путь в большую литературу.
В XIX – начале XX века Крым стал главным местом концентрации русских поэтов, писателей и художников. Иван Айвазовский и Архип Куинджи создавали в Крыму свои знаменитые пейзажи. В Гурзуфе работал Константин Коровин. Поэт и художник Максимилиан Волошин основал в Коктебеле дом-мастерскую, ставшую важным местом встреч поэтов Серебряного века – например, Осипа Мандельштама, Андрея Белого и Марины Цветаевой. Антон Чехов написал в Крыму пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад». Чеховский дом в Ялте до сих пор является одним из культурных символов полуострова.
С XIX века Крым начал превращаться в Русскую Ривьеру, место отдыха богемы и аристократии. Писатели, артисты, политические деятели – все они стремятся в Крым не только за особым климатом, но и за ощущением вдохновения. Символами русской имперской архитектуры стали Воронцовский (созданный для графа Михаила Воронцова) и Ливадийский (для императорской семьи) дворцовые комплексы. В советское время в Крыму появились санатории и дачи для партийной элиты – например, дворец в Форосе, ставший известным как место нахождения президента СССР Михаила Горбачева в дни путча в августе 1991 года.
Крым и тогда, и сегодня – уголок Русского Средиземноморья, русская Греция и Италия в одном флаконе, место, где всегда тепло и расслабленно, противоположность сурового и ответственного Русского Севера. Русское воплощение dolce vita (с итальянского – сладкая жизнь).
Таким образом, присоединение Крыма к России более 240 лет назад – событие, куда более масштабное, чем просто эпизод военной истории. Россия посредством Крыма примерила на себя и римскую тогу, и восточный тюрбан – и сумела остаться самой собой, породив новую реальность русской культуры. Крым стал воплощенной южной мечтой, рожденной в большом северном сердце России.